Задержка речевого развития: с чего начинать родителям?

Часто ЗРР проявляется вследствие задержки психического развития, одной из причин которого является органическое поражение головного мозга вследствие процесса асфиксии в родах. Также вышеуказанный диагноз являет собой следствие перинатальной гипоксически - ишемической энцефалопатии. В этом случае родители отмечают поведенческие отклонения, аутичные признаки и  проблемы со сном.

 При этой проблеме ощутимый результат дают занятия с логопедом.

 Логопед практикует не только постановку звуков, но и поможет развить ребёнку мыслительные способности, логику, внимание.

 Впрочем, многие родители начинают паниковать раньше времени. Педиатры сходятся во мнении, что «язык» трёхлетнего ребёнка должны понимать хотя бы родители; а уже четырехлетнего - окружающие. Эти признаки показательны в том случае, если ребёнок действительно осознаёт, что обращаются к нему, явно пытается общаться с окружающими, смотрит в глаза, когда с ним разговаривают, адекватно реагирует на внешние раздражители.

 Если же данные условия не выполняются – услуги логопеда для детей смогут решить эту проблему.  Впрочем, даже если вашему малышу поставлен диагноз «задержка речевого развития» - это не повод для паники, а лишь руководство к действию, так как сейчас данная проблема весьма успешно лечится. Позитивный результат после полного обследования функций головного мозга и комплексного непрерывного лечения согласно обнаруженных изменений не заставит себя ждать.


Бытует мнение (для многих спорное), что логопеда следует менять раз в 3 - 4 месяца.

«Первые звоночки», на которые следует обратить внимание родителям

1.    Ребёнок не слушается, не реагирует на просьбы, не проявляет интереса при чтении ему сказок, отсутствует тактильный контакт. Следует задуматься, понимает ли вообще малыш вашу речь.

2.    Ребёнок слишком часто кричит, проявляет недовольство, вам сложно вызвать его улыбку, он плохо спит, просыпается чаще всего с плачем, после чего вы вынуждены его успокаивать.

3.     Малыш плохо ест, новую еду воспринимает с большим трудом.

4.    Долго не узнаёт себя в зеркале, не осознаёт значения слова «я».

 Задержка речевого развития чаще всего сопровождается нарушением фонематического слуха.

Игры как метод лечения нарушений фонематического слуха у детей

 Игра 1:
 Разбивать слова на слоги и прохлопывать в ладоши.
Вслушиваться, на какую букву начинается слово, на какую заканчивается.
 
 Игра 2:
 Дать ребёнку посмотреть, послушать, потрогать предметы, издающие определённые звуки, потом попросить малыша отвернуться и определять на слух, что шуршит - стучит и т.д. Данное упражнение учит различать разные звуки, развивает слух, внимание и память. Обычно всего лишь за несколько занятий дети начинают хорошо всё различать. Также педиатры рекомендуют к прослушиванию аудиосказки.

 Игра 3 «Чтение на слух»:
 Мама произносит звуки (например: Л,О,П,А,Т,А), ребёнок должен составить слово. Многие родители бывают удивлены тому, что, видя буквы на бумаге, ребёнок может прочесть слово, однако с восприятием звуков на слух возникают проблемы.
 Если ребёнок «глотает» слоги – следует разговаривать с ним, четко их выделяя, подчёркивая звуки, иногда не мешает и жестикуляция.

 Игра 4:
 Нарисуйте (или вырежьте) картинки с изображениями ассоциирующихся с определёнными звуками животных, например, жук, змея, комар (муха) и т.п. Просите ребёнка показать, где «Ззз» (комар), где «Жжж» (жук), «Шшш» (змея) и т.д.

 При лечении ЗРР очень важно, чтобы логопед вдумчиво подошёл к проблеме и работал по индивидуальной коррекционной программе, подходящей для данного ребёнка.

 Многих интересует, в чем отличие логопеда от дефектолога, так как ваш педиатр может посоветовать вам обратиться именно к дефектологу.
 Логопед - это специалист по коррекции нарушений речи. Дефектолог же практикует развитие всех видов мышления, внимания, восприятия, памяти, речи (общее развитие познавательной деятельности).

 Как реагировать, если малыш, зная, что его поймут «и так», иногда предпочитает общаться исключительно жестами?
Логопеды в таких случаях советуют не поправлять ребёнка, а сделать вид, что его «язык жестов» родителям непонятен.

 И не забывайте всячески поддерживать малыша, радоваться вместе с ним каждой его маленькой победе.