Дислексия у детей: способы диагностики и коррекции

Дислексия входит в число наиболее распространенных нарушений речи и характеризуется трудностями с восприятием новой информации при чтении, а также сложностями с выражением собственных мыслей на письме. Данное речевое нарушение часто диагностируется у детей в начальной школе и во многих случаях путается с недостаточной внимательностью и ленью.


Коррекция дислексии позволяет устранить препятствия для школьного обучения и усвоения новой информации на уроках или дома. В этой статье мы рассмотрим, как выявить дислексию на ранних этапах и как проводится коррекция конкретными специалистами — логопедами.




Основные симптомы и признаки дислексии у школьников

Главный признак, сигнализирующий о возможном наличии дислексии у ребенка, связан с трудностями при чтении. Малыш может путать или забывать буквы, испытывать затруднения с чтением отдельных слогов или целых слов, а также просто не понимать смысл прочитанного. Среди характерных для дислексии признаков выделяют:

  • ошибки при соотношении звуков устной речи с буквами при их записи;
  • сложности при соединении букв в цельные слова или слоги, побуквенное прочтение целых предложений;
  • ошибки при воспроизведении порядка букв или слогов в слове, замена или смешение нескольких фонем;
  • трудности или невозможность понимания отдельного слова, предложения или всего текста в целом;
  • частое использование аграмматизмов — несогласованности падежа существительного с прилагательным или глаголом.

Дислексия часто сопровождается дисграфией, которая характеризуется постоянным повторением достаточно специфичных ошибок на письме. Также возможно нарушение крупной или мелкой моторики, повышенной утомляемостью и неусидчивостью. При этом нарушение речи в большинстве случаев не связано с уровнем развития интеллектуальных способностей малыша, поэтому коррекция дислексии у школьников может проводиться специалистами в области логопедии, без необходимости привлечения невропатологов или психологов.




Логопедическая коррекция дислексии: описание методики

Во многих случаях распознать дислексию удается достаточно поздно, к окончанию обучения в начальной школе. Своевременное обращение к логопеду при проявлении первых признаков дислексии позволяет добиться ее полного устранения и нормализации речевой активности. Диагностика включает в себя изучения анамнеза, в том числе особенностей протекания родов, показателей успеваемости по русскому языку и другим школьным предметам, а также степень развития мелкой моторики, жестикуляции и способности корректно распознавать буквы и отдельные слова.


Коррекция дислексии у детей предполагает комплексный подход. Прежде всего, проводится логопедическая работа по развитию точности восприятия устной речи и печатного текста. Также логопед работает над устранением недостатков звукопроизношения, развитием звукового анализа и синтеза, совершенствованием грамотной речи. Онлайн-центр логопедической помощи «Формула речи» предлагает свои услуги по устранению дислексии у детей по современным методикам и вне зависимости от степени выраженности речевого нарушения.