Надо ли детям работать?

С 14 лет в России подростки имеют право работать, и с каждым днем становится все больше тех, кто этим правом воспользовался.

На то, чтобы начать трудовую деятельность, сподвигнуть подростка могут многие причины, среди них:

  • нехватка денег в родительской семье, желание вкладываться в семейный бюджет;
  • желание увеличить размер карманных средств;
  • желание следовать за друзьями, если они работают;
  • работа по настоянию старших (родителей) - с воспитательными или иными целями.

Работа, вполне естественно, займет некоторую часть свободного времени подростка, что может сказаться на других сторонах жизни, например, успеваемости в школе - это также стоит учитывать.

Начало трудовой деятельности может происходить разными путями: через работу по найму и через предпринимательскую деятельность.

Работа по найму имеет в подростковом возрасте как плюсы, так и минусы. Среди плюсов это и первый опыт работы в комманде, и первые заработанные средства, и первые уроки распоряжаться этими средствами. Среди минусов - зависимость от работодателя, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Предпринимательская деятельность в подростковом возрасте также возможна, но с точки зрения закона это юридичски оформить можно лишь после достижения ребенком 18 лет - и если юный “предприниматель” потерпит убытки раньше, то вся ответственность будет на родителях. Занимаясь подобного рода деятельностью подросток преобретает принципиально иные, нежели чем при работе по найму, навыки обращения с деньгами - это взгляд на деньги с точки зрения предпринимателя.

Поскольку работа в подростковом возрасте - это чаще всего лишь “проба пера”, а не способ заработать на жизнь, то при неудачной “пробе” еще остается время все исправить до начала “настоящей” работы. С этой точки зрения чем раньше приобретается первый опыт в данной области - тем лучше. Неудачный опыт - это тоже опыт, и, совершая ошибки в 14-15 лет, человек действительно оставит себе время на успех.

Следует ли запрещать подростку работать? Обычно не стоит этого делать, но необходимо вмешаться, если:

  • страдает успеваемость в школе;
  • заработанные деньги расходуются, например, на выпивку для друзей или подобные “неполезные” цели;
  • от занятия трудовой деятельностью значительно страдает самооценка подростка (если он считает, к примеру, что занимается недостойной деятельностью);

Не следует вмешиваться в тех случаях, когда:

  • ребенок испытывает сложности непрофессионального характера, если эти затруднения не носят криминального характера;
  • происходит смена вида деятельности (в этом случае можно попросить объяснения, лучшее объяснение, которое может дать подросток - “не понравилась работа”);
  • при первых сложностях в “предпринимательской” деятельности.

Как поступать с заработанными подростком деньгами? Здесь можно пойти несколькими путями: забирать все заработанное, забирать установленную и фиксированную сумму и оставить подростку всю сумму, оставляя и возможность распорядиться ей. Как поступать в каждом конкретном случае зависит от личности подростка и сеймейных обстоятельств, но если регулярно все заработанное изымать в родительский бюджет, то правомерно возникнет вопрос “А зачем вообще тогда работать, если ничего из заработанного не достается?”. Поэтому, по сравнению с таким вариантом, лучшим было бы противоположное решение - ведь заработанные ребенком деньги обычно невелики, а приобретеннй опыт обращения с ними, с личными, бесценен.