Внутренняя жизнь ребенка
Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно сказать, что детки дошкольного и младшего школьного возраста живут в двух мирах: в мире взрослых и своем воображаемом, сказочном мире. Это мир сказок, грез, собственных образов, представлений и конечно же историй. В нем живут разные персонажи и разыгрываются необыкновенные истории, где ребенок является автором и выступает в роли главного героя. Взрослый никогда не сможет понять ребенка, если не будет знать о его «второй» жизни.
Через фантазии и игры, ребенок осваивает мир взрослых, с его сложным устройством, его социальными ролями и человеческими взаимоотношениями, пока не понятными для ребенка. Воображая себя космонавтом, полководцем или продавцом мороженного он как бы «проживает» в действии своих героев – их характеры, поступки, их благоустройство и героизм. Поэтому нужно бережно относиться к игре, воображению и фантазиям ребенка. Ведь это непосредственно оказывает влияние на его становление как личности в будущем.
Очень хорошо, если родители принимают активное участие в играх детей. Например: игра в школу и врача. Где ребенок выступает, конечно же, в роли учителя и врача. Учит и ставит диагнозы. Дети в таких случаях не только счастливы, но и предельно серьезны, так что и вы уважаемые родители сохраняйте в игре полную серьезность. Включаясь в фантазии ребенка, можно не только лучше понять его, но и помочь ему справиться со страхом и другими эмоциональными проблемами. Например: наверное, каждый ребенок боится оставаться в темной комнате один. Ему мерещатся страшные монстры, которые живут под кроватью и мешают ему спать. А когда он приглашает вас посмотреть на них то они почему – то прячутся и не хотят показываться. Но они все равно есть и это их собственный монстр, поэтому видеть его могут только они. В этом случае можно сказать: «Что если это твой монстр, то ты можешь с ним сделать все что захочешь. Например: сделать его маленьким и смешным и подружиться с ним». В скоре вы увидите результат. Ваш ребенок перестанет бояться находиться один в темной комнате и у него появится новый «друг».
Сказки – это мир детских фантазий, созданный талантливыми взрослыми. Эти же фантазии возвращаются к детям, развивая и обогащая их. Раньше сказки рассказывались старыми бабушками, в наше время их часто читают родители. Сказки для детей нужны как воздух. Еще дети любят слушать истории. Это такие же сказки, только про жизнь, и они бывают не менее захватывающими. К сожалению, в наше время традиции личных бесед и увлекательных рассказов постепенно разрушается из - за развития технических средств коммуникации. У родителей возникает соблазн переложить все на мультики, видики и прочее. Но личное общение с ребенком заменить ничем нельзя. К тому же оно имеет много форм и «жанров». К их числу относиться, например, придумывание историй и сказок, когда дети и родители сочиняют вместе. В этот момент, вы сможете увидеть внутренний мир ребенка, чем он живет, что его радует, а что огорчает, чего ему хочется и к чему он стремиться. Только нужно внимательного его слушать и направлять развитие истории или сказки в нужное для вас русло. И на примерах героев можно мягко и не заметно для ребенка корректировать его поведение.
Еще один жанр – это развивающиеся беседы. Подобные разговоры родителей с детьми наполнены не только вопросами, но и загадками, юмором и смехом.
Родители вместе с детьми могут играть в игры и загадки. Возьмем например, настольные игры, шашки, шахматы, лото. Такие занятия полезны во всех отношениях. Они развлекают, развивают, а главное сближают родителей и детей, одновременно помогают решать некоторые психологические задачи.
Одной из таких задач – это научить ребенка проигрывать. Некоторые дети плохо переносят проигрыш: плачут, устраивают сцены, отказываются от игры. В таких случаях не стоит идти у ребенка на поводу, жалеть его и стараться нарочно проиграть. Игра – это прообраз ситуации с которыми ребенок будет сталкиваться в жизни, где будут соревнования, соперничество и конечно же возможны и проигрыши. И ваша игра с ребенком готовит его к таким жизненным ситуациям. Через игру он сможет понять, что его не всегда ждет успех, чтобы достичь его нужно работать, много знать, думать, и то что проигрыш еще не «конец света». С особо чувствительным ребенком лучше всего поговорить заранее. Объяснить ему, что каждый из играющих время от времени будет проигрывать, и тогда каждый сможет поделить свои огорчения с другим, а другой ему посочувствовать. Конечно же , у победителя будет желание порадоваться и это естественно, но лучше воздержаться от проявления чрезмерного торжества, чтобы другому не было так обидно. Можно обсудить где еще в жизни с нами случаются (или могут случиться) подобные ситуации и как с ними справиться, как лучше их преодолеть. Можно даже подняться до оптимистической идеи о пользе неудач и где эту пользу можно извлечь.
В совместных играх ребенок умственно развивается, при чем вы становитесь не посредственным участником и свидетелем этого процесса.
Еще один пример относиться к играм в карты. Игра в карты не всегда плохо. Даже играя в простого «подкидного», вы вместе проходите через переживания разочарований и побед. Но есть и более «Умные» карточные игры, с большим развивающим потенциалом. Например: игра в «Кинга», которая предполагает внимательность, счет и расчет. В ней много конов, и в конце каждого кона игроки получают определенную сумму балов, которые записываются и подсчитываются к концу игры. В конце можно построить графики по результатам игры каждого игрока. Графики помогут обнаружить много интересного, манеру игры каждого игрока: резкие взлеты и падения; ровный график с досадными провалами (потеря бдительности); осторожная и внимательная игра с большими выигрышами. В заключение всем обсудить то, как здорово с помощью графиков можно увидеть тактику каждого и даже проявление их характеров.
Дети любят решать задачки на сообразительность, особенно когда их задают с учетом возраста и возможностей ребенка. Есть совсем простые «каверзные» задачки, которые вполне доступны пониманию дошкольника и в то же время не сразу решаются взрослыми. В таких случаях ребенок, когда он уже знает ответ, с удовольствием наблюдает ошибки и «муки» родителя: наконец роли поменялись и «отливаются его слезки». Это забавляет и подогревает желание найти еще подобные задачки. Например: «Сколько весит кирпич, если он весит один килограмм, и еще пол – кирпича?» Сразу скажу, что ответ «полтора» - неверный.
Или другая задачка, скорее всего, интеллектуальный «фокус», которому вы научите ребенка и он будет его демонстрировать другим: папе, бабушке, одноклассникам.
Задумайте число в пределах десятка. Помножь его на семь. Вычти задуманное число. Раздели то, что получилось на шесть. Снова вычти задуманное число. К тому, что получилось, прибавь пять. Помножь это на четыре. У тебя получилось двадцать!
Вы можете проверить правильность ответа, задумав число и проделав все шаги. И если не сразу, то через два – три раза вы поймете в чем тут дело. А потом разобрав все это ребенком (если он еще не опередил вас), вы сможете сочинить другие последовательности шагов и с другими числами, которые приведут вас к безошибочной отгадке.
Существуют и другие занятия с детьми – это подвижные игры. Например: прятки, жмурки, догонялки и пр. А также совместные предприятия – рыбная ловля, запускание воздушного змея или шитье одежды для кукол, устройство сюрпризов и «секретных» подарков.
Родителям просто необходимо иметь время на ребенка и в течение этого времени жить в его мире, то есть играть с ним, беседовать, фантазировать, шутить и смеяться. Поверьте, ссылка на занятость - звучит как – то неубедительно. В конце концов, очень занятый родитель – это человек который определил свои приоритеты, в которых ребенку досталось совсем немного времени, так сказать по «остаточному принципу». Но если человек успешно работает, он может также успешно решить и задачу, очень судьбоносную как для него так и для ребенка – как делиться своим временем и талантом.
Веселое и радостное общение с ребенком оказывается более эффективным, чем воспитание «в лоб»!