«Палочка — выручалочка»?
Мультфильм — это эффективное средство, в одном случае — решения благородных задач воспитания малыша, в другом — манипулирования, скрытого управления им.
Дети являются нашим самым большим богатством. Они — наше будущее. Однако кому удается сегодня создать для них подходящую среду для роста и развития? Они проводят свой день в детских садах, школах, группах продлённого дня. Родители же, вынужденные оба работать, чтобы выжить в нашем прогрессивном обществе, возвращаясь усталыми домой после работы, оставляют малышей у телевизора, компьютера, игровых приставок. Это, на самом деле, не то, чего мы хотели бы, но повсюду царит безразличие.
Мультфильмы для родителей — палочка-выручалочка: посадил малыша перед телевизором и забыл про него на пару часов. Но задумываются ли при этом взрослые, какое влияние оказывают мультики на формирующуюся психику малыша.
Сильно воздействуя на фантазию, мультфильмы дают детям новые установки и модели поведения. Ничто не выдерживает конкуренции с этими яркими, запоминающимися зрительными образами, подкреплёнными к тому же соответствующим звукорядом. На таком фоне даже самые талантливые детские книжки с великолепными картинками выглядят блекло, не говоря уже о родительских замечаниях и нотациях, которые дети быстро привыкают пропускать мимо ушей.
Мультики любят все — и взрослые, и дети. Малышам больше нравятся яркие и зрелищные картины — с одной стороны, и простые и ненавязчивые по сюжету — с другой. Хорошо, если главные герои совершают какие-то доблестные поступки: большие подвиги — спасают принцессу, или маленькие — получают пятёрку в школе, не важно. Главное, просмотрев этот мультик, ребенок сможет на показательном примере понять, что такое хорошо и что такое плохо…
Хорошо, если у мамы или папы есть минутка, чтобы прокомментировать малышу сюжет, акцентировать внимание малыша на поступках героя, рассказать, почему поступать так, как в мультике, плохо или, наоборот, хорошо. Это достаточно сделать всего один раз, и потом ребёнок уже сам будет рассказывать вам, просматривая этот мультик, где герой поступил не очень хорошо, а где стал исправляться. Мультфильмы формируют у малыша первичные представления о добре и зле. Но если главные герои мультфильма агрессивны или просто в шутку дубасят друг друга молотками, и у них при этом отлетают головы — представления о жизни формируются соответствующие.
По мнению исследователей, дети, воспитанные на западных мультфильмах, теряют связь с историей своей страны и своих предков. Это подрывает преемственность культурных и нравственных ценностей, понижает сопротивляемость инородной культуре.
Персонажи американских мультфильмов часто позволяют себе употребление оскорблений и ругательств, что может сказаться на грамотности, умении строить фразы, на общей культуре ребенка.
Многие современные мультсериалы создаются на основе фильмов, пропагандирующих культ силы («Человек-паук», «Бэтмен»). Герой побеждает всех благодаря тому, что является новейшим достижением техники и вследствие этого имеет огромные преимущества перед человеком, что приводит к отрицанию ребенком собственной внутренней силы, своей человеческой сущности.
Некоторые родители стараются вообще не показывать ребёнку зарубежные мультики, предпочитая им старые и проверенные отечественные. Но таких мультиков не так уж много, и Чебурашка, и Винни-Пух быстро наскучат маленькому зрителю. Поэтому не стоит совсем отказываться от зарубежных шедевров. Просто перед тем, как дать ребенку новый мультик, не поленитесь сами просмотреть фильм. Если в нём отсутствуют сцены насилия, глумления над старостью или просто неоправданной жестокости, пусть ребенок наслаждается.
У дошкольников ещё не сформирована эмоциональная сфера. Сейчас нередко дети предпочитают смотреть «крутые» западные мультфильмы. Родители думают, что их чадо переросло отечественные мультики про Умку или Чебурашку. А в действительности, оно до них не доросло. Ему непонятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев. Только после специальных занятий по развитию эмоциональной сферы, индивидуальных занятий с ребёнком, он учится различать какие-то оттенки человеческих чувств и начинает понимать содержание малышовых мультиков. И тогда с упоением их смотрит.
Старые добрые мультики: «Золушка», «Чебурашка», «Крошка Енот», «Ёжик в тумане» — о ценности семьи, любви и дружбы. «Мама для мамонтёнка», «Умка» — о любви к родителям. «Каникулы Бонифация» — забота о младших. «Каникулы в Простоквашино» — самостоятельность.
Популярные литературные сюжеты очень часто привлекают внимание режиссёров, поэтому фильмы-сказки или мультфильмы «по любимой книжке» всегда пользуются спросом. Однако постарайтесь, чтобы сначала ребёнок все-таки познакомился с книгой и лишь потом смотрел видеоверсию.
Дети, как известно, великие консерваторы, поэтому, возможно, ваш малыш поначалу будет возмущён отступлениями от привычного сюжета. Объясните ему, что режиссер так «играет в сказку». Прекрасно, если кроме видео вы сможете посмотреть вместе с ребенком и театральную постановку на тот же литературный сюжет. Сравните все варианты, найдите отличия, отметьте, что вам понравилось больше всего.
Постепенно малыш станет более либеральным, у него будут развиваться фантазия и воображение.И главное: не приносите в жертву семейное общение только потому, что это техническое чудо хорошо умеет развлекать. Никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым, в котором он так нуждается.
По мнению детских специалистов…
Здоровые дети 3—4 лет могут проводить у телевизора не более 15—20 минут в день. 5—6-летние — максимум 30, младшие школьники — 1,5 часа 2—3 раза в неделю. При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. Не рекомендуется смотреть телевизор детям до 5 лет, если:
— ребёнок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги на высокую температуру, или черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит;
— у ребёнка повышенная возбудимость, беспокойный сон, заикание, тики.
Несколько советов:
— Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребёнок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один. Малышам хорошо подходят игры с песком, водой, любыми новыми предметами, более старшим предложите помочь вам или выполнить какое-либо творческое задание.
— Не оставляйте малыша одного при просмотре мультиков.
— Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой мультфильмов.
Можно по-разному оценивать телевидение, но если дети не смогут его смотреть, то они будут себя чувствовать ущербными в сравнении со своими сверстниками. Поэтому разговаривайте с ребёнком, формируйте его активную позицию в восприятии информации.
— Подберите для просмотра фильмы и мультфильмы, которые не только развлекают, но и учат.
— Используйте видеомагнитофон, чтобы смотреть фильмы всей семьей, а дети будут смотреть те мультфильмы, которые вы хотите, чтобы они видели.