Кто такой Яг-Морт?

Кто такой Яг-Морт?У каждого народа есть свои мифы, легенды и сказки. Герои их – личности, как правило, колоритные, яркие.

Яг-Морт – герой преданий народов Севера. На языке коми-зырян «яг» – лес, лесной, «морт»– человек. «Яг – Морт» означает «лесной человек». На самом деле из преданий следует, что Яг-Морт – это не просто лесной человек, а лесное чудовище.

Описание его очень похоже на то, как описывают так называемого «снежного» человека: великан огромного роста, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Русский писатель XIX века А. Круглов в очерке «Лесные люди» дает такое описание Яг-Морта: «Ростом он был с добрую сосну, по голосу и обличью – дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою; глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры».

Время действия в преданиях о Яг-Морте относится к глубокой древности, когда народы Севера еще «коснели в язычестве». Непонятно откуда появившийся Яг-Морт, страшный и ужасный, жил одиноко в неприступных местах за непроходимыми лесами и болотами. Никто из людей не знал, где находится жилище Яг-Морта. Появлялся он возле селений в ночное время только для грабежей и убийств. Яг-Морт похищал скот, женщин и детей. Мог жестоко убить и растерзать любого встречного. Люди же были бессильны перед этим чудовищем. Говорили, что он колдун, и все бедствия и болезни, случавшиеся у людей, являлись проделками злого Яг-Морта. Он был сильным и огромным, к тому же хитрым и обладающим нечеловеческими способностями. Что могли сделать люди с таким злодеем?

Однажды у старейшины одного из селений пропала единственная дочь Райда. Эта девушка была такой красавицей, каких еще не видала земля коми-зырян. Прошел день, другой, неделя, а Райды нет как нет. Несчастная мать выплакала все глаза. Отец и жених красавицы обошли все соседние селения, все леса окрестные – ни следа Райды не нашли. Созвали всех жителей этого селения, объявили о том, что Райды, скорее всего, уже нет среди живых. Народ сказал в один голос: «Это проделки Яг-Морта!» Жених, вместе со своими верными друзьями-охотниками, решил во что бы то ни стало отыскать жилище злого чудовища, схватить его живого или мертвого, потом убить и сжечь. Толпа, вооруженная стрелами, копьями, топориками, двинулась против Яг-Морта. Их было сто против него одного.

Нашли отважные молодцы жилище лесного великана и стали поджидать его. Увидев, что Яг-Морт подходит к своей пещере, охотники закидали его копьями, камнями, стрелами. Заревело злое чудовище, схватило палицу и понеслось в середину нападающих. Началась страшная битва. Много храбрецов пало мертвыми от палицы Яг-Морта, но и сам он стал изнемогать. Многочисленные раны обессилили его, и он упал.

Охотники отрубили ему руки, ноги, а потом и голову. В его пещере они нашли много добычи, а еще обезображенный труп несчастной Райды. Убитого Яг-Морта закопали в глубокую яму и вбили в могилу осиновый шест (видимо, для того, чтобы тот не встал из могилы и не снискал себе славы, которую посмертно приобрел известный граф Дракула). Награбленную добычу, найденную в пещере Яг-Морта, сожгли, а саму пещеру засыпали. Каждый, кто впоследствии проходил возле той пещеры и возле могилы Яг-Морта, должен был кинуть камнем или палкой и плюнуть.

В народе говорили, что в том месте, где находилась могила Яг-Морта, неоднократно встречали каких-то страшилищ, видали синий огонек и слыхали страшные вопли и завывания. В фольклоре народов Севера сохранились колыбельные, которыми женщины стращали детишек, не желающих засыпать. В переводе на русский язык колыбельные звучали примерно так:

Яг-Морт высок, как сосна, что в лесу растет.
Яг-Морт черный, как уголь в печи.
Будешь плакать – Яг-Морт за тобой придет.
Так что не плачь, детка, замолчи.


Не правда ли, что-то знакомое? Напоминает русскую колыбельную, в которой ребенка запугивают волчком, могущим откусить бочок. А еще напоминает русского загадочного «бабайку».

Легенд и преданий у народов Севера не много. Яг-Морт – один из самых ярких героев коми-зырянской мифологии. Интересно, что предание об этом чудовище распространено очень широко на севере. В каждом районе был свой Яг-Морт. Может быть, Яг-Морт и «Снежный человек»– одно и то же лицо?! Не зря легенды о Яг-Морте вызывают интерес у криптозоологов.

Услышав эту легенду, я засомневалась, не из коми-зырянской ли мифологии появилась героиня русских сказок Баба Яга? Если имя «Баба Яга» перевести с коми-зырянского языка, оно будет означать «лесная баба». Так и есть – русская Баба Яга живет в лесу. Так кем же она приходится Яг-Морту – матерью, сестрой или женой? Может быть, Баба Яга потому такая злая на людей, что те ее любимого мужчину Яг-Морта погубили? Вполне можно допустить, что Баба Яга пришла на Русь с севера. Так считают и некоторые исследователи русского фольклора. Ведь даже пельмени, которые считаются исконно русским блюдом, получили свое название на языке коми-зырян: «пель» – ухо, «нянь» – хлеб. Первоначально пельмени назывались «пельняни», то есть «хлебные ушки».

 

Неоднократно попадались мне статьи о том, что в лесотундрах людям встречается какой-то великан. Есть и материальные свидетельства его существования. Находили люди и места его «лежки-гнездованья». Ученые-криптозоологи даже дают его описание– рост около двух с половиной метров, длина следа – 34 см. Так предание о Яг-Морте – это всего лишь легенда или повествование о событиях, имевших место быть? Пусть и похоже это больше на выдумки, но лучше вы, читатели, не ходите по ночам в лесотундру в одиночку, а то мало ли что…

 

Автор Оксана Манкевич

Источник Интернет-журнал "ШколаЖизни.ру"