Развитие ребёнка в младенческом возрасте: что делать, если малыш «тормозит»

Период младенчества охватывает время жизни малыша, начиная с рождения и по достижении годовалого возраста. Он включает в себя 3 этапа: новорождённость (1-й месяц), первое и второе полугодие.

 

Каждый этап предусматривает стандартную последовательность психоэмоционального и физического формирования крохи, которую содержит календарь развития ребёнка. Ориентируясь на него, родители могут отследить весь процесс становления малыша и соответствие его поведения возрасту.


Однако распространённое заблуждение многих мам и пап – воспринимать указанные нормы буквально. Безусловно преобладающее количество малышей в цикличности своего развития имеют много общего. Но встречаются крохи, формирование которых несколько отличается. И это отнюдь не повод для паники. Индивидуальность – понятие очень широкое и абстрактное, и в него входят не только сознательные действия человека, но и особенные черты и качества, заложенные в нём природой.
Беспокойство родителей вполне объяснимо и оправдано. Но не стоит забывать, что развитие каждого ребёнка происходит по его собственному ритму. И если осмотр специалистов не выявил никаких существенных отклонений, повода для переживаний нет. Остаётся успокоиться и просто наблюдать за крохой.


Двигательная активность у младенцев, всем знакомая моторика, включает в себя способность держать голову, переворачиваться, ползать, сидеть, стоять и т.д. В отношении каждого параметра существуют определённые средние показатели нормы, которые у деток варьируются по-разному. Но при этом медленное развитие моторики у грудничков считается специалистами нормой. Кроме того оно не находится ни в какой взаимосвязи с умственными способностями малыша. Различные тесты, которые проводятся с целью определения уровня развития, как правило, включают в себя проверку именно двигательных функций. Выяснить, как происходит формирование умственных способностей до года практически невозможно. А вот нервно-психическое состояние вполне поддаётся диагностике.


Развитие ребёнка в большинстве случаев происходит неравномерно. Что-то у него получается лучше, что-то хуже, одно – раньше, другое – позже. Одинаковые успехи малыша во всех направлениях говорят об абсолютно стандартном формировании. Если развитие опережает распространённые нормы, это может свидетельствовать о большом потенциале в будущем, хотя отнюдь не всегда. Если же отставание крохи наблюдается в большинстве аспектов, есть повод обратиться к специалистам и провести комплексное обследование с целью выявить причины подобных отклонений. Возможно всё в порядке, и столь замедленное становление всего лишь следствие индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае, чем раньше будет обнаружена причина, тем больше вероятность, что её удастся оперативно устранить ещё в младенчестве.