Речь ребенка. Как помочь малышу заговорить?

Речь ребенка. Как помочь малышу заговорить?Речь – это сложный процесс, в котором задействовано много органов, с помощью которого мы, люди, общаемся между собой. Поэтому, правильное развитие и формирование речи у маленького человечка, является очень важным процессом для всей его дальнейшей жизни.

 

Каковы этапы развития речи?

 

Речь малыша начинает развиваться с самого первого дня его жизни. При помощи слуха малыш учится понимать слова, речь, которые обращены к нему, а со временем начинает говорить сам. Вследствие чего, на первом этапе формирования речи главным выступает слух. Нужно очень бережно относиться к нему, не нагружать сильными звуковыми воздействиями – не включать на большую громкость музыку, телевизор, следить за здоровьем органов слуха, в случае необходимости лечить вовремя, не допуская хронических реакций, избегать насморков. Вместе с речью малыша развивается его мышление, воображение, внимание, память. Это те самые основы, на которых будет формироваться и опираться речь.


В процессе своей эволюции речь ребенка проходит несколько этапов формирования, видоизменяясь. Сначала это гуканье, потом лепет, потом и первые слова. А со временем он начнет складывать свои слова в предложения. Как помочь малышу заговорить?


Даже когда Вы думаете, что ребенок не понимает Ваших слов – Вы глубоко заблуждаетесь. Малыши хорошо понимают нас и нашу речь. Даже находясь еще в животике у мамы. Пусть он не понимает поначалу значение слов, но ребенок хорошо улавливает интонацию, мимику, жесты. Чем больше Вы будете разговаривать со своим крохой, показывать и рассказывать ему обо всем, что его окружает, читать, тем быстрее он начнет понимать Ваши слова и заговорит.


Малыш возрастом несколько месяцев может внимательно изучать предмет, который показывает ему мама, а если мама еще и называет его, рассказывает о нем, то детка быстрее запомнит, что это лампочка, она может гореть, а это рамка с фотографией, на ней изображены папа и мама. Показывая ребенку что-то, Вы тем самым учите его сконцентрироваться на этом предмете, развивается его внимание, что пригодиться ему в дальнейшем.


Месяцам к четырем - пяти малыш может запомнить и узнавать несколько предметов, которые он постоянно видит, которые ему называет мама. Для начала можно ребенку постоянно показывать один, потом добавить еще и второй предмет или картинку. И спустя месяц можно уже просто попросить найти ту или другую картинку. Кроха взглядом отыщет то, о чем Вы его просите. Всегда нужно помнить, что активная речь малыша тесно связана с его пониманием речи окружающих людей. Постоянно необходимо расширять словарный запас ребенка, называть и часто повторять обозначения окружающих людей: по возрасту или полу (например, бабушка, девочка, дядя, брат, мальчик); предметы, которые окружают карапуза ежедневно как дома, так и на прогулке; предметы, которые когда-то малыш видел; растения, животных; действия людей и животных. Встречая уже знакомые предметы малыш будет интонацией показывать свои эмоции. Формируйте в процессе игры умения сортировать предметы по форме (кубики, мячики), каким-то особенностям (игрушки, книги). Развивайте мышление и память, называя и рассказывая о предметах, которых сейчас нет на виду, о действиях или событиях, которые прошли или же, наоборот, еще произойдут. Например: «Какая у Вани машинка?», «Куда ты вчера ходил?»


Старайтесь чаще задавать вопросы, «Где?», «Когда?», «Какой?», «Почему?». Они будут заставлять малыша отвечать, искать ответ, думать. Если у него не сразу это получается, или он чего-то не понял, не раздражайтесь, имейте терпение. Ведь для маленького человечка изучение родного языка так же тяжело, как нам иностранного.


Кроме этого необходимо формировать у малыша понимание действий, передаваемых при помощи наречий, голоса, интонации. Знакомить с предлогами на, над, под, за, наречиями там, здесь, выше, ниже и т.д.
Не забывайте малышу указывать на различные качества предметов, дав перед тем ему самому попробовать ручкой. Покажите ребенку что-то мягкое и что-то твердое, гладкое и шершавое, теплое и холодное. Это и своего рода игра, и тем самым он развивает свои ощущения, мышление, и словарный запас тоже. Не упускайте из виду и размеры предметов, цвет.


Очень важно учить малыша понимать речь взрослого, внимательно слушать обращенные к нему слова. Распознавать слова, просьбы, поручения. Крохе необходимо учиться выполнять указания, например: принеси, подай. Со временем усложнять так, что бы к двум годам ребенок без труда мог выполнять несложные поручения, состоящие из нескольких взаимосвязанных действий. Например: Подними куклу, поправь ей платье и посади ее на диван.


В процессе игры или общения с ребенком побуждайте его использовать слова, которые ему уже знакомы. Повторять за Вами не только слова, но и отдельные фразы, проговаривать их. Повторять слова за Вами в знакомых стихах и песенках. Выражать свои желания и просьбы при помощи слов, а не звуков, жестов, мимики (пить, дай, пойдем, хочу), называть свои действия (убирать, ходить, прыгать).
После полутора лет, ближе к двум годам поощряйте попытки ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, например: мяу – кошка, гав-гав – собака, бибика – машина и т.д. Не забывайте следить за правильностью речи малыша, при ошибках поправляйте его, побуждайте грамматически правильно строить фразы и предложения. Всегда следите за своей речью, ведь ребенок будет повторять Ваши ошибки. Говорите четко и внятно.

Кроме общения, ежедневного, даже ежесекундного с малышом на развитие его речи можно повлиять и более активно. Например, при помощи дыхательных или артикуляционных упражнений. А так же развивая его моторику. Ведь они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Очень хорошо развивает речь артикуляционная гимнастика – разминка речевых органов: языка, гортани, губ. Вам не обязательно идти на прием к специалисту, что бы он проводил сеанс гимнастики с ребенком. Если у малыша нет серьезных проблем с речью, некоторые упражнения Вы можете проводить и сами дома, в виде игры. Малышам очень нравится играть с языком. Но управлять им они пока что не умеют. Можно этому помочь.

 

Показывайте ребеночку, как Вы сами высовываете язычок и поднимаете его вверх, опускаете вниз, поворачиваете то в одну, то в другую сторону. Просите ребенка повторять за Вами. Пусть у него не с первого раза получится, но со временем он будет делать все не хуже Вас. А язычок тем временем разминается. Можно складывать губки в трубочку, растягивать в улыбку, широко открывать, пусть ребенок повторяет все за Вами. Очень хорошо влияет на постановку дыхания сдувание чего-то легкого с руки, например кусочка ваты. Детки не умеют дуть, здесь придется набраться терпения, пока у малыша это получится. Можно так же язычком цокать, шипеть.

На развитие речи очень хорошо влияет мелкая моторика. Чем лучше ребеночек управляется со своими пальчиками, тем больше шансов, что речь у него установится раньше, будет правильнее, четче. Достаточно играть с малышом в такие игры: «Сорока - белобока», «Ладушки». Можно просто считать пальчики, акцентируя внимание не на числах, а на самих пальчиках, на том, как загибаем, разгибаем их. Очень хорошо развивает моторику упражнения. Например, можно дать ребенку мелкие предметы и попросить их собрать. Маленький будет пытаться поднимать двумя пальчиками, например, сваренную фасольку, мелко порезанную морковку или яблоко. Давать что-то съедобное, если малыш и положит в рот, что, скорее всего, то не страшно. Ребенку постарше можно предложить лист бумаги, который нужно порвать на мелкие кусочки. Деткам это очень нравится.

Многие малыши после полутора лет с удовольствием слушают сказки и маленькие рассказы, стихи и песенки. Многие могут повторять слова песенки или стишка за мамой. У нормально развивающегося, здоровенького малыша к двум годам формируется словарный запас, состоящий из 200-300 слов. Имеются небольшие навыки составления фраз и небольших предложений. А к трем годам детки уже активно пользуются речью, простыми предложениями, состоящими из нескольких слов.

Если вдруг, Вы заметили у малыша некоторое отставание в развитии речи, то необходимо проконсультироваться со специалистом. Желательно посетить логопеда в своей районной детской поликлинике. Только он может Вас успокоить, ведь дети все развиваются по-разному. Либо дать необходимые рекомендации. Даже, если такое и случилось – не отчаивайтесь. Следуя всем советам врача, Ваш малыш очень быстро догонит своих сверстников и больших проблем ему удастся избежать.

 

 

При использовании материалов статьи обязательна активная гиперссылка на источник  - ЧуДетство.ру