Нарисовал он на листке...
Знакомство с миром изобразительного искусства стоит начинать сразу по двум направлениям:
практическому, имеется в виду рисование, лепку и прочую ручную работу, и теоретическому - то есть изучение, рассматривание с малышом произведений, созданных настоящими мастерами. Поверьте, одно от другого неотделимо, а творчество вашего крохи даже при весьма поверхностном знакомстве с историей искусства будет и богаче, и разнообразнее.
Самый распространенный стереотип, бытующий среди родителей, что ребенку достаточно дать краски, кисточку, карандаши, альбом и он начнет творить - не верен. Безусловно, детские рисунки наивны, чисты и прекрасны, но присутствие взрослого (педагога, если малыш занимается в детском саду или в специальной студии раннего эстетического развития, или мамы) и его участие в творческом процессе обязательно. Ведь малыш пока не знает даже, как держать кисточку или карандаш!
С чего же все-таки начать, спросите вы? Разумеется, обзавестись материалами - и для практики, и для теории. Что касается практики, непосредственно рисования, то для него нужны краски или карандаши - разных видов, сортов, тонов и оттенков.
И, как показывает практика, для самых маленьких лучше всего подходит гуашь.
Репродукции любимых известных картин могут украшать стены детского уголка.
Хорошо, если они будут меняться: несколько месяцев малыш исподволь рассматривает «Море» И. Айвазовского, потом «Утро в сосновом лесу» со знаменитыми мишками на дереве И. Шишкина, затем «Девочка с персиками» В. Серова или «Царевна-Несмеяна» В. Васнецова. Так ребенок будет совершенно естественным образом впитывать, познавать новые образы.
Время для занятий
Выбирая время для занятий рисованием, принимайте во внимание режим дня малыша. Лучше всего - утренние часы, после завтрака, может быть, после утренней прогулки. Или же время после дневного сна. Продолжительность занятий зависит от возраста и индивидуальных способностей ребенка. Оно может колебаться от 15 минут до получаса.
Гуашь
Достоинства:
легко отмывается и отстирывается;
быстро высыхает на любом материале;
поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом - гуашь непрозрачна;
эта краска безвредна;
наконец, она невкусная!
Недостатки:
упаковка. У баночек с гуашью, как правило, плотно закрывающиеся крышки, которые ребенок сам открыть часто не в состоянии, да и закрыть, как следует, тоже. Покупая гуашь, выбирайте такую, чтобы крышки легко откручивались и закручивались;
ограниченный набор цветов. Интересная цветовая гамма - одно из главных достоинств первых детских «произведений», поскольку все прочие: красота рисунка, своеобразие композиции и тому подобное - придут значительно позже. Поэтому с первых же опытов рисования нужно учить ребенка смешивать краски - сперва на листе, а затем и на палитре;
короткий «срок жизни». Маленькие дети рисуют густо, «пастозно», поэтому целую баночку гуаши могут истратить на один рисунок. Будьте готовы к тому, что придется часто докупать по одной те краски, которые кончаются;
порой слишком едкие, «кислотные» оттенки цветов. При выборе гуаши остерегайтесь слишком «ядовитых» цветов - они не украсят рисунок, а формированию умения «чувствовать цвет», скорее всего, навредят;
гуашь меняет цвет при высыхании. Для маленького «живописца» это не так уж важно, но именно поэтому профессиональные художники гуашью пользуются редко.
Акварель
Следующая по популярности краска - акварель.
Достоинства:
нежная, прозрачная, рисунок выглядит легким и воздушным;
легко отмывается, отстирыва- ется;
безопасна при попадании в рот, только выбирайте ту, что предназначена специально для детей;
чаще всего удобно упакована - в открытые лотки, по несколько цветов в одной коробке. Есть, впрочем, акварель и в отдельных баночках, и в тюбиках, но она, скорее, для взрослых художников;
срок жизни акварели дольше, чем у гуаши, одной коробки хватает надолго.
Недостатки:
при неделикатном обращении акварель быстро пачкается, легко течет, достаточно долго сохнет;
если ее класть в несколько слоев на лист - рисунок, скорее всего, станет грязным: красочные слои не перекрывают друг друга, а смешиваются на листе. Работа с акварелью требует большего мастерства и опыта, чем рисование гуашью. Поэтому ее стоит приобрести, когда малыш научится достаточно легко управляться с кистью.
Чем рисовать?
Конечно же, для работы с красками понадобятся кисти. Обзаведитесь для начала тремя: тонкой, средней и толстой. Первые две (№№2-3 и 5-6) могут быть беличьи, а толстые (№№9, 10 или 11) лучше всего покупать собачьи или пони. Они меньше лезут и рассыпаются при сильном надавливании - маленькие живописцы работают необыкновенно экспрессивно! Не покупайте дешевые комплекты кистей разных размеров: они «облысеют» прежде, чем ребенок научится как следует держать их в руках.
Можно рассказать малышу, что с кисточкой надо быть ласковым и нежным. Поводите своей рукой ручку ребенка по листу, покажите направление движения и, опять же, несколько раз остановитесь, когда чадо нажимает слишком сильно.
Учимся держать кисть:
Есть неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки кисть. Раскрываете правую ручку малыша ладошкой вниз и вкладываете кисточку нижней ее частью между большим и указательным пальцами, затем просите кроху сжать пальцы. Обычно почти все дети берут ее сразу правильно. Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что кисточка снова в кулаке - остановите рисование и переложите кисточку правильно. Где-то после десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать кисточку.
Графические материалы
Пастель - неплохой материал для рисования. Пастельными мелками можно делать линейные рисунки, штриховать и закрашивать поверхности, различные оттенки пастели хорошо смешивать прямо на бумаге. Она легко смывается с рук и одежды, а также с пола и с мебели! Единственно: пастель необходимо закреплять. Для этого под рукой нужно держать лак-аэрозоль. И будьте готовы к тому, что в мелкой крошке от осыпавшейся пастели будет вся ваша квартира и под вашими ногами постоянно будут поскрипывать раздавленные кусочки разноцветных мелков. Все это относится и к «профессиональным» графическим материалам, таким как уголь, сангина или соус. Давать их маленькому ребенку желательно под вашим пристальным наблюдением.
Цветные карандаши - наиболее безопасный и безвредный «рисовальный» материал. Правда, сейчас стали поговаривать о некоторой опасности для малыша, берущего в рот графитный грифель.
Итак, карандаши хороши для тренировки мелкой моторики, подготовки руки к письму, выполнения различных «умных» заданий: рисования по точкам, обводки, штриховки. Однако их колористические возможности крайне ограничены, и для рисования все же предпочтительнее краски.
К тому же карандаши часто ломаются, поэтому стоит обзавестись хорошей точилкой. Ребенок 3-4 лет вполне способен уже сам поточить свои карандаши.
А как же фломастеры? Дело в том, что фломастеры - это худшее, что вы можете дать малышу для рисования. Они не требуют таких ручных усилий, как карандаши, цвета их неестественно яркие и насыщенные, живописных возможностей - смешения, получения дополнительных оттенков - они почти не допускают. Процесс снятия и одевания колпачков отвлекает от рисования, а потом колпачки еще имеют свойство все время теряться, и фломастеры очень быстро высыхают. Малыши, как правило, сильно нажимают на грифель, и он уходит внутрь фломастера без всякой возможности вынуть его обратно.
Какие еще минусы? Обычные фломастеры крайне плохо отмываются с рук и лица и совершенно не отстирываются. Если вы все же будете их покупать, выбирайте те, что потолще, и обязательно на водной основе, а не на спиртовой, например фломастеры английской фирмы Crayola.
На чем рисовать?
Вам потребуется также основа для рисования. Это может быть альбомная, или тетрадная, бумага или специальная, большая, для черчения или для акварели. Хороши для рисования красками обои - их обратная сторона нередко имеет очень интересную фактуру. Так, для «масштабного» рисования всей семьей можно раскатать рулон обоев прямо на полу.
Годятся для этих целей и ненужные картонные коробки и ящики, куски дерева, фанеры или оргалита, ткань, стекло, керамика, деревянные доски, нераскрашенные деревянные ложки и «болванки» разных конфигураций, глиняные и гипсовые фигурки и посуда или изделия из соленого теста и много чего еще. Можно, кстати, выделить стену в детской и оклеить ее белой бумагой или светлыми однотонными обоями, которые, правда, нужно будет периодически менять. Или можно просто прикреплять чем-нибудь к стене большой лист бумаги, заменяя его на новый по мере необходимости.
Вы так и видите чадо, стоящее у мольберта? Тогда лучше всего купите простой, деревянный. Имейте в виду, при первых опытах рисования на мольберте очень важно следить за тем, чтобы ребенок не набирал на кисточку много воды, иначе краска потечет. А лучше сначала рисовать вообще без воды.
Что еще вам может понадобиться для домашних уроков рисования? Большая клеенка или газеты, чтобы спасти пол и ковры, ваша старая майка, мужская рубашка или специальный «художественный» фартучек в качестве «спецодежды» для юного живописца. Несколько сухих и влажных тряпочек, а в дальнейшем еще баночка для воды и палитра - деревянная, пластмассовая или керамическая, на которой смешивают краски. При выборе палитры для малыша отдайте предпочтение той, где предусмотрены отделения для каждой краски. Причем отделения эти должны быть широкими.
Что теперь? Теперь нам осталось только лишь пожелать маленьким художникам больших творческих успехов!