Принц Персии: Пески времени

Принц Персии: Пески времени

Молодой принц Дастан неблагородных кровей при штурме священного города Аламут (заподозренного в торговле оружием) получает кинжал, обладающий магическими свойствами. С его помощью можно "отмотать" время на минуту назад и изменить ход событий - и лишь владелец кинжала будет знать, что произошло. Многие властители стремятся завладеть кинжалом, не зная, что он - ключ к настоящему "ларцу Пандоры", способному уничтожить мир. В масштабном приключенческом экшене, снятом по мотивам культовой компьютерной игры, - "Принц Персии: Пески времени" - время расставляет все по местам.

 

К экранизации всемирно известной игры готовились давно - первый постер "Принца Персии" появился на экранах еще в кадре комедии "Шопоголик", к которой также приложил руку "золотой продюсер" Джерри Брукхаймер. Список имен в титрах впечатляет - в создании "Принца Персии" поучаствовали автор одноименной компьютерной игры Джордан Мехнер и создатель паркура Дэвид Белль; в режиссерском кресле сидел Майк Ньюэлл (который снимал "Гарри Поттер и Кубок огня"), а музыку писал виртуозный Гарри Грегсон-Уильямс.

 

На выходе получилась яркая развлекательная сказка с восточным колоритом, приключениями и эффектной акробатикой, способная запомниться любопытными играми со временем.

 

Лучшее в фильме - декорации и трюки: принц Дастан показывает настоящий класс на протяжении всего фильма, кувыркаясь, прыгая по крышам и бегая по стенам так, как до этого - ни один герой. Наблюдать за его акробатикой так же захватывающе, как играть в "Принца Персии" самому - кажется, именно этого и добивались постановщики. Вдобавок обстановка в фильме создана с любовью и тщательностью - перед зрителем предстают величественные восточные города, шумные рынки и кварталы и царственная пустыня. На таком фоне события фильма кажутся нерасказанной историей из сказок "Тысячи и одной ночи".

 

Не подкачал и юмор: шейх Амар в исполнении искрометного Альфреда Молины во всех сценах, где присутствует, выстреливает массу шуток - а где его нет, принц Дастан добавляет забавных ситуаций. Кстати, сцена с поцелуем страуса - чистая импровизация Молины: "Я подумал, что либо получу клювом в глаз, либо снимем забавный эпизод" - смеется актер.

 

"Принц Персии" явно метит на должность Большой Приключенческой Франшизы - дорожкой, проложенной "Пиратами Карибского моря". Но до уровня "Пиратов" фильм, к сожалению, не дотягивает - герои не те.

Принц Дастан обаятелен и ловок - но всей его харизме не заполнить сценарную пустоту этого героя, незаметно перекочевавшую из компьютерной игры. В игре эту пустоту заполняет собой игрок, когда берет управление Принцем Персии - а в фильме ее призван заменить характер персонажа, который Дастану забыли прописать.

 

Джейк Джилленхол, которому замечательно удаются самые разноплановые роли, выжал из двумерного Дастана, что мог - но на экране принц все равно выглядит не сказочным, а компьютерным героем. Принцесса Тамина, сопровождающая Дастана большую часть экранного времени, и вовсе кое-где сливается с великолепными декорациями. Джемма Артертон в "Принце Персии" - кукла, и заставляет сожалеть, что в фильме на ее месте не оказалась Ева Грин (вспомните принцессу Сибиллу из "Царства небесного").

 

Под стать восточному колориту сказки создатели фильма хотели пригласить на ключевые роли не западных, а восточных артистов. Однако звезда Болливуда Ритик Рошан отказался сыграть Дастана, а иранскую кинозвезду Голшифт Фарахани арестовали на границе, когда она уже ехала сниматься в роли принцессы Тамины, - за участие в фильме Ридли Скотта "Совокупность лжи" ей запретили покидать страну. Поэтому в "Принце Персии" все главные и второстепенные лица в персидском царстве - не восточные, а вызывающе европейские, что немного смущает сначала, а потом привыкаешь: сказка ведь.

 

Но сильнее всего "Принц Персии" удивляет не актерами, декорациями и трюками - а тем, что Майк Ньюэлл неожиданно снял вольный римейк впечатляющего отечественного блокбастера Тимура Бекмамбетова. Сюжетная конструкция "Принца Персии" так поразительно похожа на основную линию в "Дневном дозоре", что заставляет заподозрить сценаристов "Принца Персии" в том, что они черпали вдохновение в опыте российского блокбастеростроения.

 

Тимур Бекмамбетов с его восточной сосредоточенностью смотрит, конечно, глубже плосковатых голливудцев - но и "Принц Персии" интересно подходит к "вечным" вопросам о судьбе и выборе.

 

Говорят, опыт - это ум дураков: и глядя на сюжетные перипетии "Принца Персии", отчетливо понимаешь, что людям не ума - одной-двух жизней не хватает, чтоб прожить свою так, чтобы "не было мучительно больно". Как в компьютерной игре - лучше всего проходишь уровень не с первой, а с двух или трех попыток. "Мы сами творим свою судьбу" - говорит Дастан принцессе Тамине, а она в ответ улыбается: "Вы по-прежнему узко мыслите". И если взглянуть пошире, принцесса права: важно, конечно, не число попыток и действий в выстраивании судеб - а то, что получится в итоге.

 

Приключения и испытания подарили принцу Дастану опыт - необходимый, чтобы взглянуть на время и жизнь под другим углом, чуть-чуть заступить за край. И, взглянув, он принял лучшую меру, которую только мог принять: не против противников и препятствий, армий и чужих козней - против времени.

 

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов