Поп

Поп

Отец Александр из латвийской деревни Тихое после нападения фашистской Германии на СССР соглашается стать священником Псковской православной миссии и отправляется в деревню Закаты под Псковом - восстанавливать храм и помогать прихожанам. Режиссер Владимир Хотиненко и киноподразделение церковно-научного центра РПЦ "Православная энциклопедия" на праздник пасхи выпустили фильм "Поп" - по роману Александра Сегеня, основанному на документальных материалах.

 

Однажды двух человек спросили: что является основой христианской религии? Один ответил: вера, другой ответил: любовь. Новый фильм Владимира Хотиненко, ранее радовавшего нас патриотическими картинами "72 метра" и "1612" - целиком про второй ответ.

 

Смотря фильм, это не сразу понимаешь - поначалу "Поп" кажется странным и слегка несфокусированным. Простоватый священник отец Александр вырезает из книжек картинки со святыми, разговаривает с мухой, убеждает еврейскую девочку отложить крещение ради любви к родителям и сравнивает жену с точильным камнем ("Она без меня ноль, я без нее - единица, а вместе - десяточка").

 

Показывается это все тоже довольно странно: под хоровое громогласье песнопений камера летает над русскими полями и озерами, муха глядит на образы святых на картинках фасеточным глазом. Фашисты, появляясь в псковской деревне, убивают корову, и какой-то блаженный доит ее мертвую.

 

Но чем дальше развиваются события и, в особенности, когда для немцев игры в "православную миссию" заканчиваются с поражениями под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге, все те же самые поступки отца Александра приобретают совсем другую значимость и смысл.

 

"Я никогда не вру, потому что я священник" - говорит поп в ответ на вопрос ребенка, не обманет ли он. И всю картину не обманывает - впервые появившись в кадре простым, добрым и тихим человеком, он остается таким же до конца - до отправки в советские лагеря после того, как псковщину отбили у немцев.

 

"Будьте как дети" - сказал Христос, и священник с детской непосредственностью, без всякого пафоса и пассионарности тихо и просто делает то, к чему его призывает сердце и вера: не стремясь и даже не задумываясь о награде и какой бы ни было собственной значимости.

 

Исполнивший роль священника Сергей Маковецкий сыграл совершенно исключительно - его отец Александр получился очень живым и настоящим, и одним из самых ярких и выдающихся образов священнослужителей в русском кино. Его слова и дела негромки и незаметны в масштабах великой войны, перевернувшей жизни всех русских, - но в них столько подлинного величия, что хочется назвать их `деяния`.

 

Вместе с Маковецким в фильме блистают несколько других замечательных актеров: Нина Усатова, Лиза Арзамасова (юная звезда российского кино, играющая в сериале "Папины дочки" и поразившая всех своей ролью в картине "Свои дети") и Анатолий Лобоцкий, чей "русский немец" полковник Фрайгаузен рушит стереотипы о "плохих фашистах".

 

Говоря с нами о страшных и неприглядных вещах, Хотиненко умудряется сохранить светлое виденье и ни разу за двухчасовой фильм не скатывается в привычно ожидаемую от отечественного кино чернуху. Его "Поп" - кино доброе, и пусть оно вместе с тем грустное и непростое, но вызывает желание пересматривать - потому что возвышает и очищает душу.

 

При этом удалось не скатиться в религиозную блаженность - когда реальность затмевается светом с небес, подтверждающим правоту и святость "наших" и глупые заблуждения "врагов". "Поп" в этом смысле - фильм с редкостно трезвым взглядом на вещи: в нем нет вообще ни одного "знака свыше" - священнику всякий раз приходится самому решать, как поступить правильно - и он до конца сверяется в деяниях исключительно с внутренним компасом.

 

В какой-то момент священники в фильме говорят "Не случись эта война - и все церкви в России через 2-3 года были уничтожены" - на что хочется завопить в ответ: "И разве вы не хотели бы заплатить такую цену, чтобы война не случилась?!". Все мы люди, и у всех разные пути - и порой кажется, что правильней всех в фильме действовал безбожник - советский комиссар, который повел партизан убивать фашистских полицаев в деревне.

 

В "Попе" много христианской религиозной символики: по ходу действия возникают "рыба и хлеб" в качестве угощения путнику, как иносказательная рифма к сюжету появляется изображение Зоси­мы Финикийского - святого, который заставил льва нести поклажу, когда тот сожрал его осла (в фильме фашисты фотографируют козла, положив ему на спину красное знамя с ликом Ленина).

 

Однако "Поп" - отнюдь не проповедь: фильм вообще почти не говорит о христианстве как религии - только как о человеколюбии, которое несравнимо важнее, чем то, когда кто-то будет крещен, отпет или исповедан.

 

Владимир Хотиненко смотрит выше символик и обрядов всех религий - недаром он в 1995-м году снимал фильм "Мусульманин" совсем про другую веру. Режиссер и его новый фильм религиозны в том высшем и самом лучшем значении этого слова, когда в первую очередь становятся значимы не боги, а люди.

 

И "Поп" - не про церковника, а про человека кристальной чистоты (христианин сказал бы: "праведности"), который при всех режимах не отступает от себя и делает свое дело - будь он хоть поп, хоть мулла, да хоть кто. Богу - богово, а человеку нужен человек.

 

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов