Как я провел этим летом

Как я провел этим летом

Серебряный Медведь Берлинского кинофестиваля за выдающиеся художественные достижения. Серебряный Медведь за художественный вклад в развитие кино. Этих европейцев, перефразируя анекдот про поручика Ржевского, давно веслом по лицу не били - нравится им суровое русское кино (и эта симпатия заставляет заподозрить в ней корни Стокгольмского синдрома). Странным образом на наших экранах - "Как я провел этим летом" - фильм - русский медведь: бессмысленный и беспощадный к своему зрителю. Смотреть на свой страх и риск.

 

Сюжет фильма, написанного и снятого деятелем отечественного кино Алексеем Попогребским, незамысловат. Стажер Паша проводит лето на метеорологической станции на острове в Северном ледовитом океане вместе с угрюмым северным волком Сергеем Витальевичем, не знающим, что такое `смайл`. Они снимают показания приборов и передают на материк. В отсутствие Сергея Витальевича Паша принимает радиограмму с материка - на новость из нее нелюдимый метеоролог может отреагировать по-всякому.

 

Промолчав раз и два, Паша думает, что обойдется - а потом все настолько запутывается, что разряжать ситуацию становится можно, лишь разряжая ружье в коллегу. Более пустого и затянутого фильма в кинотеатры у нас не пускали давно. Два с небольшим часа его хронометража я провел, наблюдая красу северной природы и циферблат собственных часов. Когда надоело ждать мало-мальски неожиданного поворота сюжета (кроме того, который так тщательно скрывает от зрителя синопсис - потому что кроме этого поворота в фильме другого нет), пришлось любоваться пейзажами.

 

Каков был смысл городить двухчасовой огород из двухходовой интриги, до титров останется загадкой. Забавной игрой, наверное, было бы придумывать по ходу фильма возможные кульбиты, в которые мог бы повернуть сюжет. Я придумал два. Мне они и сейчас нравятся больше увиденного фильма."Как я провел лето" мог бы стать по-тарантиновски эффектным обманом зрителя: когда все ждут чего-то вполне определенного, составив впечатление по рекламе и всем этим бирюлькам-статуэткам, - а он вдруг обводит всех вокруг пальца (среднего, разумеется) и взрывается неожиданной ловушкой для героя! К

 

ино и жизнь бьют наотмашь, когда вы решили, будто все знаете про них. Увы, это не про ленту Попогребского: она прямолинейна, как вяленая рыба, и не пахнет ни кровью, ни откровениями. С тем же успехом этот кинодеятель мог бы два часа снимать северную природу - или ставить раз за разом сцену, которая ему очень нравится: когда в избушке метеорологов в ночи зажигается свет - одинокой звездой среди тьмы - а утром выключается. (Эта сцена за фильм повторяется раза три.)

 

Два актера на весь фильм (плюс три голоса в рации) - Григорий Добрыгин (который "Черная молния") и Сергей Пускепалис ("Прогулка") - играют здорово, но их убедительность в образах зыбкого студентика и матерого человечища разбивается об унылый кирпич сценария, как бесконечный прибой о скалы. Чего у фильма не отнять - так это ощущения дикой безысходности. Как верно подметил Владимир Хотиненко в фильме "Поп", вложив это наблюдение в уста фашистского пехотинца, "Россия - чудовищное сочетание убожества жизни и красоты природы". Киносочинения вроде "Как я провел этим летом" множат первое, прикрываясь вторым.

 

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов