Утомленные солнцем 2: Предстояние

Утомленные солнцем 2: ПредстояниеСложно что-то писать о подобных фильмах...
И дело тут не в заслугах и величии режиссера, и не в непререкаемости его авторитета... Тема очень уж деликатная.

Поэтому без шуток. С минимумом эмоций. Без огульного очернительства и слепого преклонения. Максимально объективно, информативно и по сути.

Итак. Великая Отечественная Война и три истории героев из первой части «Утомленных солнцем» - опального комдива Котова, в первые дни войны сбежавшего из лагерей и оказавшегося в штрафбате; полковника НКВД Арсентьева (музыкант Митя из первой части), по приказу Сталина разыскивающего Котова; и дочери Котова - Нади, пионервожатой, а впоследствии медсестры на фронте.

Истории развиваются параллельно, и в этой части фильма к единению и развязке не приходят. Развязку нам обещают в третьей серии под названием «Цитадель», которая грядет только в ноябре этого года.

В данном случае я довольно спокойно отнесся к этой оборванности и недосказанности, поскольку был предупрежден. Предупреждаю и вас - это лишь половина истории.

Возможно, по этой причине фильм «Предстояние» показался мне в большей степени не цельной картиной, а, скорее, набором отдельных эпизодов.
Но эпизодов, надо признать, довольно мощных по своему эмоциональному воздействию - трагичных, жестоких, трогательных, драматичных, иногда даже забавных.

В немалой степени этому поспособствовали актеры.
Михалков собрал в картине, практически, весь цвет российского актерства и некоторых из своих детей.

К слову, Надя Михалкова отыграла, на мой взгляд, достаточно выразительно, эмоционально и достоверно.

Сам Никита Сергеевич, что удивительно, сильно себя не выпячивал, можно сказать, держался, если не в тени, то в полутени. И правильно, наверное. Потому что образ, им созданный, показался мне слегка наигранным и не слишком жизненным.

Возможно, сказалось отсутствие в эпизодах с участием Михалкова-актера его же самого в режиссерском кресле.

Зато к большинству остальных актеров - никаких претензий.

Отдельных аплодисментов заслуживают роли Меньшикова, Маковецкого, Гармаша и не только.

Аплодисменты, переходящие в овацию - Евгению Миронову. Мегаактер.

Всё традиционно (для Михалкова) хорошо со съемками и постановкой. Масштабно, выразительно, качественно, с размахом. На декорациях, массовке, пиротехнике и костюмах не экономили, и это, безусловно, одно из достоинств картины.

 

Не заметил я особого (ожидаемого) пафоса. Грязная, страшная, бессмысленная, жестокая война. С кровью, с кишками, с оторванными конечностями. Натуралистично, неприятно, но в данном случае оправдано.

Наблюдался некий, похожий на госзаказ, крен в сторону актуальной политкорректности - мусульманская молитва в окопах, грузины - братья по оружию, немцы - гады, но не все, и т.п.
Впрочем, в правдивости этим эпизодам не откажешь, а некоторую нарочитость можно простить.

Подведем итоги.
Я сомневаюсь, что фильм «Утомленные солнцем 2», как художественное произведение, сможет превзойти уровень первой части.

Я тем более не думаю, что эта картина станет Главным Фильмом о Войне в российском и советском кинематографе.

Тем не менее, в целом, я положительно оцениваю этот проект Никиты Михалкова. У фильма есть ряд неоспоримых достоинств, и снимать такое кино надо, хотя для того, чтобы помнили.

Оценок ставить не буду по причине незавершенности фильма, а также серьезности темы.