Стимуляция нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-3 месяца

alt

Сразу хотелось бы заметить — ни многостраничный труд, ни тем более единичная статья не в состоянии вместить не только описание, но и простое перечисление всех развивающих психику и моторику малыша действий родителей и близких людей. Даже если этому малышу нет еще и трех месяцев:). Потому что не существует, да и не должно существовать предела фантазии любящих и заботливых родителей, желающих вырастить своего ребенка здоровым, красивым и смышленым.


Всем, кто действительно готов затратить максимум усилий для достижения этой цели, не помешает ознакомиться с замечательной книгой Билла и Марты Серзов — в ней можно обнаружить не только полезные практические советы, но и потрясающую в своей убеждающей мощи идею сверхценности неразрывной связи между родителями и малышами. Эта идеология даст принявшему ее силы и способности сделать все именно так, как нужно. Потому что книга действительно способна научить матерей и отцов интуитивно принимать единственно верные решения в непростых ситуациях, коими, как известно, родительский труд буквально изобилует...


А пока что можно ознакомиться с ориентировочным минимумом развивающих воздействий, который обязателен и необходим — лишенные этого малыши и их родители имеют серьезные шансы в будущем познакомиться с грустным медицинским термином «психо-сенсорная депривация». А это знакомство, поверьте, совершенно излишне. Итак, необходимый минимум для развития ребенка первых трех месяцев жизни:



Разговаривайте с ребенком — используйте для этого периоды его бодрствования. Интонации голоса должны быть, конечно же, нежными и ласковыми, сама речь — спокойной и лишенной негативной энергетики (грудные дети таковую парадоксальным образом ощущают). Впрочем, соблюдение этих условий «подстраховано» самой природой: давно замечено, что большинство людей, разговаривающих с маленьким ребенком, «автоматически» начинают улыбаться, переходить на более высокие речевые тональности, да еще и искусственно смягчать звуки, как бы подражая «детскому» произношению:).


В идеале малыш должен слышать голоса разного тембра — так что было бы замечательным, если бы с ним периодически «беседовали» не только матери, но и отцы, старшие братья, сестры, бабушки, дедушки и другие домочадцы.


Помимо разговоров, ребенку крайне полезно слышать еще и родительское пение — последнее замечательно способствует более быстрому и эффективному знакомству малыша с богатым разнообразием звуков речевого диапазона и ритмикой. Что петь — не так уж и важно, главное — как петь. А петь, естественно, нужно «с душой» — и ребенок это непременно оценит по достоинству:) И еще один момент — во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда следует и прогуляться вокруг его кроватки, «выпасть» из поля зрения малыша — пусть растущий мозг учится локализовать источник звука.


Вышеперечисленные действия родителей способствуют становлению работы слухового анализатора малыша, положительно влияют на развитие его эмоциональной сферы и обладают еще целым рядом весьма полезных эффектов.


Не меньшего родительского внимания требует и зрительный анализатор малыша — помимо уже упоминавшегося контакта «глаза в глаза», практикуемого с первых суток жизни, к возрасту 8-10 дней следует начинать активно стимулировать реакцию слежения у ребенка. Для этого можно использовать яркие игрушки, демонстрируемые на расстоянии 50 — 70 см от груди маленького человека.

Желательно, чтобы игрушки были еще и звучащими. Перемещая такую «шумящую» погремушку вправо-влево, вверх-вниз, Вы и стимулируете реакцию слежения. Вместо игрушки можно использовать... себя:) Для этого пойте, говорите и одновременно ходите туда-сюда — как это предлагалось в предыдущем абзаце. К концу первого месяца жизни помимо таких периодических занятий, нужно еще и снабдить малыша «стационарным» зрительным раздражителем — подвесить яркую, но не особенно многоцветную игрушку размером 6 -8 см в его кроватке. Кстати, лучше действительно подвесить одну игрушку, предоставив таковой возможность движения в стороны, чем завесить все поле зрения ребенка многоцветной и практически неподвижной гирляндой из погремушек. Все хорошо в меру, как говорится:)


Эффективно развивать эмоциональную такого маленького ребенка невозможно без поддержания тактильного контакта «тело к телу» — а потому следует непременно носить ребенка на руках. До полуторамесячного возраста это лучше делать в горизонтальном положении, после — в вертикальном, поддерживая под грудь и ягодицы. Последнее не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но и открывает ему новые возможности для знакомства с миром. А в этом мире на глаза ему должны частенько попадаться уже упоминавшиеся выше улыбающиеся, ласково разговаривающие, а также поющие добрые и нежные песни «лица» взрослых. И тогда с эмоциональным тонусом у малыша все будет в порядке — в ответ на тепло родительских рук и доброжелательное общение он непременно ответит первой улыбкой. А потом и второй, третьей...


Развитие моторики у малыша первых трех месяцев жизни — также дело чрезвычайно важное. Думается, нет смысла дублировать описание действий, развивающих эту самую моторику — с таковым можно ознакомиться в статьях данного Календаря, посвященных массажу, рефлекторным и другим физическим упражнениям. Выполняя изложенные там рекомендации, Вы можете быть спокойны: для развития двигательной сферы малыша делается достаточно. Впрочем, это, конечно же, не предел — и если имеется желание делать больше, то, как говорится, в добрый путь!