Одинокие одноклассники

Одинокие одноклассники
Стремление социальной сети "Одноклассники" монетизировать аудиторию обернулось падением посещаемости сайта.


Текст: Татьяна Комарова


Согласно отчету TNS Web Index, на который ориентируются рекламодатели, в апреле 2009 года посещаемость ресурса www.odnoklassniki.ru упала на 3% по сравнению с мартом. По данным Alexa.com, с октября по май количество посетителей сайта от общего числа пользователей интернета уменьшилось примерно на 20%.

"Падение посещаемости "Одноклассников" — результат неаккуратной работы с аудиторией",— считает директор по исследованиям компании Mail.ru Федор Вирин. Весь прошлый год портал изыскивал способы зарабатывать на своих посетителях — впервые в российской социальной сети были введены платная регистрация и множество разнообразных платных сервисов (например, режим "невидимка", виртуальные подарки, дополнительные фотографии).

Основной конкурент "Одноклассников" — "В контакте" платную регистрацию вводить не стал, ограничившись лишь двумя платными сервисами, и его посещаемость в октябре—мае осталась на прежнем уровне. "У нас нет задачи в ближайшее время активно монетизировать аудиторию, есть цель ее наращивать",— говорит Лев Левиев, исполнительный директор "В контакте".

Впрочем, самих "Одноклассников" падение посещаемости не слишком смущает: к концу прошлого года сайт вышел на самоокупаемость ("В контакте" информацию о соотношении своих расходов и доходов не раскрывает). Если исходить из консервативных прогнозов, то выручка компании в 2009-м должна составить около 700 млн руб. Для достижения такого показателя достаточно, чтобы каждый пользователь тратил 2 руб. в месяц — это одно платное SMS в год. Аудитория снижается, но деньги идут. "Люди приходят ко мне в профиль и ругаются, что мы жадные негодяи. Смотришь — а сами пользуются платным сервисом "невидимка"",— смеется Альберт Попков, основатель и совладелец сети.

Курс "Одноклассников" на агрессивную монетизацию может себя оправдать. "Интерес к общетематическим соцсетям снижается. Что будет с ними через два-три года, предсказать очень трудно",— говорит директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин. И если "В контакте", по словам Митюшина, в такой прогноз не верит и пытается привлекать новую аудиторию с расчетом на будущие доходы, то "Одноклассники" предпочитают зарабатывать на посетителях здесь и сейчас.