Как научить ребёнка говорить: развитие речи ребёнка на первом году жизни

Первое слово -  это  начало нового этапа   жизни  ребёнка и его родителей.  Это одно из самых долгожданных  и радостных событий для всей семьи.  Еще с первых месяцев жизни  своего малыша мама и папа ожидают, что совсем скоро он  заговорит, они смогут общаться, петь песни и рассказывать друг другу  стихи. 

 

Первый год  жизни ребёнка отличается своими стремительными изменениями в развитии, хотя на первых порах родителям сложно увидеть эти изменения - почти до двух месяцев малыш не издаёт звуки,  кроме  крика, с  помощью, которого он общается с миром.  Родителям важно научиться правильно реагировать на эти «сигналы» малыша, это будет способствовать хорошему контакту между ними. Затем в 3-6 месяцев малыш начинает гулить и в 6-9 месяцев ребёнок издаёт отдельные звуки, а к концу первого года он произносит  свои первые слова.  Все эти изменения происходят благодаря желанию малыша общаться с миром и очень хорошо, если родитель  понимает это желание  и удовлетворяет его.

 

Многие родители, к сожалению, считают, что пока малыш не говорит, с ним не нужно много общаться, потому что он ничего не понимает.  Это убеждение, которое заводит родителей в тупик, а детей- тормозит  в  развитии.  Ведь известно, что дети, которые не общались со взрослыми в первом полугодии своей жизни, например, из-за болезни, говорили хуже, чем их сверстники в первые три года.  Чем раньше мама или папа поймут, что малыш общается еще до рождения  и с ним нужно говорить, говорить и говорить, тем быстрее они услышат это заветное первое слово, а потом  и первое предложение

 

Говорить с ребёнком  на первом году его жизни, это значит:


1.       Много времени уделять общению с малышом: говорить с ним во время кормления, купания,  пеленания, укладывания ко сну.

2.       Проводить игры-занятия, которые  направлены на развитие речи.

3.       Говорить  с малышом во время игры.

 

Для того чтобы понять каким образом родители могут  развивать речь малыша,  важно ответить на вопрос: «А какое именно общение нужно малышу в этом возрасте?».  

 

Ниже перечислены периоды развитие речи ребёнка, которые  помогут  мамам и папам понять,  что именно делать  для эффективного общения с ребёнком.

 

1.       Период эмоционального общения -  это период от 0 до 6 месяцев, в котором ребёнок развивает свою речь благодаря эмоциональному общению с мамой и папой. Это означает, что для развития речи ребенка в первые полгода  его жизни,  маме стоит обратить внимание на установление  эмоционального контакта с малышом, т.е. по самым минимальным признакам (плач, крик, выражение лица) понять, что не нравиться  ребёнку, это может быть голод, мокрые пелёнки, желание поиграть… Важно поддерживать хорошее настроение малыша и  тогда  у него будет формироваться потребность в общении и появляться со временем голосовые реакции на общение с мамой.

 

Для того чтобы общение мамы с малышом было интересным и эффективным,  мама может поиграть с ним в игры. 

 

Итак, игры-занятия для детей от  0 до 6 месяцев (длительность занятия 1-1,5 мин):

  • Можно поиграть  с ребёнком в прятки  («ку-ку»).  Важно поощрять  ребёнка лаской   каждый раз, когда он будет улыбаться.
  • Раскачивание подвешенной игрушки, потряхивание погремушкой.  Обучение малыша всматриваться в лицо взрослого, следить за передвигающимися предметами, отыскивание по звуку предмета.
  • Хорошо делать «перекличку»  с ребёнком. Когда ребёнок начинает издавать звук, мама  «подхватывает» этот звук и повторяет. Малышу это очень полезно и приятно.
  • С 2-х месяцев мама может напевать  гласные звуки. Например, мама поёт  «А-а-а-а», а ребёнок  должен присоединиться и  запеть «А-а-а».  С 2-х до 4-х месяцев можно напевать все гласные звуки,  согласные  еще  тяжелы для ребёнка. В 5-6 месяцев можно повторять слоги ба, па, ма, да.
  • Рекомендуется делать массаж губ (поглаживать и постукивать губки, пассивно открывать рот ребёнка).
  • Нужно очень часто повторять имя  ребёнка, можно это делать в разных вариантах  (Маша, Машенька, Машуля)
  • Хорошо, если мама будет произносить четверостишье,  изменяя  интонацию, темп произнесения слов  громкость голоса.
  • Можно чередовать шепотную речь с громкой, окликать ребёнка из разных комнат.

 

2.       С 6-ти месяцев начинается «сенсорный» период, в котором мама уже может благодаря речи направлять поведение ребёнка, т.е. их общение строится на понимании.  В этот период ребёнок должен слышать  название предмета и одновременно видеть его, трогать его и нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус и выполнять с ним действия.  Например, когда показывают яблоко, говорят ребёнку, что это яблоко, дают его попробовать на вкус, дают понюхать запах,  а  также  дают подержать в руках.  Детские психологи выявили, что  для того чтобы ребёнок запомнил слово и начал его употреблять в речи, ему необходимо его услышать от 70 до 90 раз!


Игры-занятия,  для детей от 6 месяцев и  до 12 месяцев.

  • В этом возрасте,  мама может научить ребёнка находить предметы,  используя вопрос «Где?». Для ребёнка 7-и  месяцев мама прячет предмет  на привычном месте, а с 8 месяцев - в разных местах.
  • Для того чтобы ребёнок понимал фразу и  связывал её с движением, например- «пока», « ладушки», «садись», нужно постоянно употреблять одно и тоже название  этого действия    совершая его.  Например,  мама, всегда махая  рукой, вслед  уходящему взрослому, говорит «Пока-пока!».
  • Хорошо, если мама будет часто включать музыку, давать  музыкальные игрушки и инструменты малышу.
  • С 6 месяцев можно дать послушать звучание разных  музыкальных инструментов, а потом прятать за ширму  каждый инструмент  и попросить ребёнка послушать еще раз. Затем надо показать спрятанный предмет и назвать его.
  • Мама показывает предмет, называет его, а затем просит ребёнка  «Дай то-то!». Малыш должен указать предмет, а затем дать маме.
  • Хорошо показывать картинки с изображением отдельных предметов, а также произносить  их название.
  • Для того, что бы ребёнок  развивал своё мышление и речь, надо часто задавать вопросы  ребёнку, например, «Где мама?», «Кому дать каши?», «Кто это?» и первое время отвечать на них маме. Затем маме следует после вопроса  давать  время для словесного или  несловесного ответа ребёнка, прежде чем она ответит сама на свой вопрос.

Итак, выше были перечислены периоды развития речи ребёнка на первом году жизни и описаны игры-занятия, которые мама может проводить с малышом каждый день.  Эти игры очень простые и не требуют большого количества времени для подготовки,   результат  работы мамы,  не  заставит себя ждать, ведь малыши всё быстро схватывают и стараются воспроизвести.   Самое главное в развитии ребёнка - это любовь мама и папы, если родители хотят общаться с ребёнком, им интересно,  и они  получают от этого  удовольствие, развитие речи ребёнка будет протекать  стремительно и незаметно, как будто само по себе,  и может даже показаться, что  родители для этого ничего не   делают. 

 

И  в завершении, хочется пожелать всем детям, чтобы они развивались в любви и радости,  а родителям,  пожелание -  восполнять свою нежность, доброту и ласку во время общения со своим малышом.

 

 

Автор Лиана Рак специально для ЧуДетство.ру

При копировании обязательна активная гиперссылка на источник.