Пор-р-р-рычим? Или как помочь ребенку одолеть неподвластный звук «Р»?

Звук «Р» является самым «поздним» звуком - его формирование может проходить примерно до 5 лет. Поэтому если вашему малышу 3 или 4, а соседскую девочку он упорно называет Малиной, отчаиваться рано. Ваш случай вписывается в понятие нормы. Однако для собственного успокоения пройдите соответствующих специалистов (педиатра, стоматолога). Это необходимо для исключения различных патологий (например, укороченная уздечка), мешающих постановке звука.

 

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

Самое главное – не паникуйте. Малыши весьма чувствительны, и ребенок обязательно почувствует вашу нервозность, которая передастся и ему. А это вряд ли будет способствовать хорошему результату вашей работы. Просто нацельтесь на упорный труд, который непременно увенчается успехом.

 

Также обязательно запишитесь на консультацию к врачу-психоневрологу. Нередко специалист в таких случаях советует определенные седативные средства, укрепляющие нервную систему.

 

Работа по постановке звука «Р» начинается с подготовительных упражнений и гимнастики для артикуляционного аппарата. Учтите, заниматься нужно регулярно, желательно каждый день. Выполняется гимнастика сидя. Тело должно быть не напряжено, спина – выпрямлена. Для занятий вам понадобится зеркало: большое на стене или на подставке, которое можно поставить на стол. Взрослый, занимающийся с ребенком, располагается или рядом с ним, или напротив – во всех случаях малыш должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого. Для заинтересованности ребенка все упражнения имеют «детские» названия.

 

Итак, приступаем к занятиям.

 

Артикуляционная гимнастика

 

1. «Прогоним комарика». Кончик языка расположить между зубами. Теперь выдуваем сильную струю воздуха на кончик языка – происходит его вибрирование. Ребенок должен заметить дрожание языка и понять, как оно вызывается. Для контроля предложите малышу поднести ко рту руку – должна чувствоваться струя холодного воздуха.

 

2. «Устроим болото». Упражнение направлено на растягивание уздечки. Приоткрываем слегка рот и прижимаем язык к небу. Удерживаем его в таком положении до тех пор, пока в рот не набежит слюна.

 

3. «Поиграем в лошадку». С помощью этого упражнения растягивается подъязычная связка языка. Попросите ребенка «поцокать» как лошадка. Для этого весь язычок прижимается к небу, а затем резко опускается вниз. Упражнение нужно выполнять в разных темпах – быстро, медленно. При этом нужно следить за неподвижностью нижней челюсти и нельзя смыкать зубы.

 

4. «Покусаем язычок». Упражнение способствует развитию мышц языка. Губы нужно растянуть – «улыбнуться», а затем покусывать язычок зубками.

 

5. «Качели». Упражнение направлено на развитие координации движений кончика языка. Открываем широко рот. Кончик языка помещаем на бугорки за верхними зубками, а затем опускаем его на нижние. После 15-20 раз направление движения язычка изменяется. Теперь кончик язычка движется из правого уголка рта в левый и назад.

 

6. «Дятел». С помощью упражнения развивается подвижность кончика языка. Попросите ребенка часто и громко произносить звук «д», при этом язычок должен упираться в бугорки за верхними зубами.

 

7. «Чистим зубы». Кончиком языка проводим слева на право и справа на лево изнутри по верхним зубкам.

 

8. «Считаем зубки». Кончиком языка последовательно прикасаемся изнутри к каждому верхнему зубу.

 

9. «Покрасим ротик». Приоткрываем ротик. Прижимаем язык к бугоркам за верхними зубками, а затем «красим» им небо по направлению к горлу.

 

В результате всех упражнений ребенок должен научиться держать рот широко открытым, и «правильно» «ставить» язык (за верхними зубами). После этого можно начинать непосредственно саму работу по постановке «Р».

 

 

Постановка звука

 

Для постановки звука можно воспользоваться одним из способов:

 - механический. На органы артикуляции воздействуют пальцем или специальным шпателем. Инструмент и руки, разумеется, предварительно нужно мыть. В качестве шпателя можно использовать зубную щетку, на ручку которой надевается детская соска.

Вначале ребенку помогает взрослый, а затем малыш может действовать самостоятельно.

- по подражанию. Ребенка учат сознательно, ориентируясь на взрослого, найти «правильное» положение органов артикуляционного аппарата, которое позволяет произнести звук.

- комбинированный. Объединяет два предыдущих.

 

 

В повседневной жизни просите чаще малыша покаркать как ворона, порычать как собачка или «завести мотор», но при этом не акцентируйте его внимание на неудачах.

 

Во время занятий нужно попросить малыша приоткрыть рот и «широким» языком, произнося звук «д», постучать за верхними зубами. Во время этого под язык нужно подложить палец и двигать им из стороны в сторону. Сигналом к тому, что вы все делаете верно, будет служить возникающий рокочущий звук.

 

Вначале выполняйте это упражнение лежа. Чтобы малыш спокойно относился к воздействию шпателя или пальца, добавьте в занятие элемент игры. Попросите ребенка «завести мотор». Затем скажите, что машина пока что не едет. Покажите шпатель и расскажите, что это ключик, который поможет ее завести.

 

Можно попросить ребенка произносить протяжно звук «ж». При этом язык должен располагаться на бугорках за верхними зубами. Произносить звук нужно с сильным напором воздуха. Как и в предыдущем случае, под язык подкладывается палец и также выполняются движения им вправо-влево.

 

Автоматизация произношения

 

Но не думайте, что после того как малыш начал отчетливо произносить «Р» изолированно, ваша работа окончена. Теперь начинается длительный этап автоматизации.

 

Вначале отрабатывается произношение в слогах из двух согласных (тр, др). Затем добавляются слова, где эти согласные идут в начале (трава, дрова). Затем работаем над словами, где сочетание этих звуков находится в середине (утро), и, наконец, - в конце (кедр).

 

После этого начинаем работу с прямыми слогами (ру, ра). Как и на предыдущем этапе, вначале отрабатываем слова, где эти слоги идут вначале, затем – в середине и потом – в конце.

 

Теперь, когда в отдельных словах получен правильный звук, начинается отработка предложений, а затем можно переходить к скороговоркам.

 

 

 

Автор статьи - Korena специально для ЧуДетство.ру

При копировании статьи обязательна активная гиперссылка на источник.