Что делать, если ребенок застенчив?

Что делать, если ребенок застенчив?Ребенок не рождается застенчивым. Он приходит в этот мир беспомощным физически, но общительность и любопытство – это его природный дар. Так почему часто получается так, что ребенок вдруг начинает тяжело выходить на контакт, становится излишне застенчивым, «белой вороной» в кругу сверстников? Ответ прост: родители своим поведением, своей волей делают ребенка таким. Происходит это по разным причинам: или родители не любят шумных компаний, а, значит, гости не часты в их доме; или ребенок в силу разных причин не посещает детский сад; или во дворе просто нет деток его возраста. Так или иначе, но родителей вдруг начинает волновать вопрос: «как помочь своему малышу наладить коммуникацию с окружающим его миром?» К счастью, выход есть. И не один.

Прежде всего, родителям надо усвоить одну простую истину: если им действительно хочется помочь своему ребенку наладить общение с другими людьми, не нужно давить на него. Достаточно просто создавать обстановку, при которой в доме появляются другие люди. Не надо требовать от ребенка немедленного общения, надо дать ему возможность вести себя так, как ему того хочется, а гостям порекомендовать не обращать на него особого внимания. Родители не сразу могут заметить, как в определенный момент их ребенок сам подойдет к гостю и подергает его за палец или подол, принесет показать свою книжку, а может даже попросится сесть на колени.
Выходя гулять на детскую площадку, нужно дать возможность ребенку просто понаблюдать за действиями других детей. Незачем требовать от него немедленного участия в происходящих на площадке событиях: рано или поздно, природная детская общительность найдет себе дорогу на волю, и он сам вольется в игру. Застенчивость – это возрастное качество и оно проходит со временем.

Поднимая вопрос о застенчивости своего ребенка, родителям стоит научиться различать непосредственно застенчивость и различную потребность детей в контакте. Скажем, если ребенок любит игры, в которых нужно сосредоточиться, если он обожает конструкторы lego, если ему нравится лепить из пластилина и рисовать красками, если он с большей радостью слушает чтение книжки вместо того, чтобы носиться по площадке с приятелями, имеет смысл говорить не о застенчивости ребенка, а об его спокойном темпераменте.
Если ребенок без стеснения разговаривает с посторонними ему людьми, если он внятно объясняет воспитательнице свои потребности, если он играет в групповые игры тогда, когда у него есть в этом потребность, – родителям незачем волноваться. В этом случае за них можно только порадоваться: ведь их чадо в столь юном возрасте умеет дозировать количество необходимого для него общения.

Детские психологи отмечают и предупреждают родителей об этом: «застенчивость» и «общительность» ребенка – это чередующиеся этапы в его жизни. Так, замечено, что пик любознательности приходится примерно на двухлетний возраст ребенка, а уже к трем годам, например, возможно «обострение» замкнутости ребенка. В последнем случае родителям не стоит пугать себя раньше времени: «замкнутость» и «общительность» – это всего лишь фазы развития детской личности, а не окончательно сформированный характер. С каждым новым днем, месяцем, годом ребенок будет узнавать о мире что-нибудь новое. И в определенный момент обязательно наступит «перегрузка» новой информацией, и активное накопление опыта остановится, но запустится процесс «переваривания». В этот период малыш будет выглядеть задумчивым и созерцательным, на контакт будет идти неохотно, по одной простой причине: ему это сейчас не нужно. Поэтому не стоит его тормошить, насильно выводить на контакт. Всему свое время.

 

При копировании статьи обязательна активная гиперссылка на источник - ЧуДетство.ру