Популярное
Нашим друзьям
Мы будем очень благодарны, если вы установите на своём сайте нашу кнопку.

ЧуДетство.ру - сайт для родителей о детях
[Получить код кнопки]
Новое
Счетчики
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Как заранее подготовить малыша к первым расставаниям


Как заранее подготовить малыша к первым расставаниямВолнение, вызванное расставанием

"Это удивительная способность моего полугодовалого сына: он плохо засыпает и капризничает именно тогда, когда мне нужно уходить. Ну, например, мне нужно встретиться с преподавателем (я студентка, пишу дипломную работу). Я все домашние дела сделала, оделась, думаю: сейчас сына покормлю (это обычно занимает 20 мин), потом 10 мин его на ручках подержу, он уснет (как всегда в это время), потом придет муж, а я спокойно пойду в институт. И что вы думаете? Он сначала есть не хочет, а потом сна ни в одном глазу! Лежит у меня на руках, ручками-ножками играется, только в кроватку положу - в крик. Муж приходит, сына передаю со своих рук - крик, я уже опаздываю, сына жалко, перед мужем виноватой себя чувствую, кое-как убегаю... Настроение, сами понимаете, не для учебы..."

Младенец возмущается уходом мамы, потому что воспринимает ее как часть себя. Его страх расставания связан, скорее, не с расставанием как таковым, а с опасением потерять какую-то важную часть себя самого.
Психологи называют это "страхом потери себя":
ребенок как будто тревожится, а не исчезнет ли вместе с мамой, например, его способность передвигаться (ведь это мама носит его туда, куда он хочет) или его способность есть (ведь это мама подносит еду к его рту и дает ее так, чтобы ему было удобно глотать).

Ребенок постарше (от года до двух-трех лет) не хочет отпускать родителей по другой причине. Он уже знает и чувствует, что сам может ходить, есть (может сам взять бутылочку, печенье и даже ложку). Уже не только мама, но и многие люди понимают его слова, жесты, а значит, могут прийти ему на помощь. Он вполне самостоятельный! НО...

Существует новая проблема, которую ему предстоит преодолеть.
Годовалый ребенок не хочет отпускать маму (и папу!) потому, что не может понять, сколько времени продлится расставание, что происходит с родителями, когда они выходят за порог дома, и что будет происходить с ним самим, когда он останется один с другими людьми.

Он боится, что, расставаясь с мамой или папой, он расстается с ними навсегда. Он их любит и боится потерять. Потерять не в эмоциональном смысле, а совершенно реально, как теряются машинки и лопатки в песочнице или мячики под кроватью.

Это обычная тревога малышей. Психологи называют ее "страхом потери объекта", имея в виду реальную потерю объекта любви и привязанности, то есть потерю того, кого любишь и в ком нуждаешься больше всего на свете.

"Страх потери объекта" - это закономерный этап в нормальном умственном и эмоциональном развитии малыша. Он является необходимым для каждого развивающегося ребенка, и избежать его невозможно, можно только помочь ребенку благоприятно пережить этот период развития. Как помочь?

Если говорить коротко, то:

Во-первых, тренировать способность ребенка к прогнозированию, пониманию "постоянства объекта" и фантазированию о предметах и людях.

Во-вторых, учить ребенка прощаться и "мужественно" переносить разлуку с любимыми (игрушками, людьми, событиями).

Мама только перемещается, а не исчезает!

Вы когда-нибудь пробовали дать малышу 5-6-ти месяцев интересную игрушку, а потом взять ее у него и спрятать под простынку прямо перед ним? Малыш возмущается! Иногда отчаянно плачет, обижается и вынуждает маму себя успокаивать, что порой не очень просто. Он ведет себя так, будто навсегда потерял игрушку, иногда он даже не может успокоиться, когда ему ее показывают, словно не верит теперь, что она вернулась к нему и не исчезнет опять...

А буквально через месяц малыш перестает обижаться, хватает простынку и стягивает ее с любимой игрушки, с радостным криком возвращая ее себе. Мало того, он радуется, если мама повторяет это "загадочное" исчезновение погремушки или зайчика, а он опять их находит.

Что же происходит за этот месяц с малышом? Почему сначала исчезновение игрушки приводит его в отчаяние, а потом вызывает радость, любопытство и желание поиграть?

А происходит совершенно удивительная вещь:
малыш начинает понимать, что спрятанная игрушка СУЩЕСТВУЕТ даже тогда, когда он ее не видит! Это открытие так озадачивает ребенка, что он начинает активно экспериментировать с исчезновением разных предметов и их появлением вновь. Начинается период игры "в прятки": от игрушек, спрятанных под простынкой (в 6-7 месяцев), до пряток самого малыша за стульчиками, под одеяльцами и т. д. (в год - полтора).

Кроме игры "в прятки" ребенок изобретает всевозможные игры по принципу "приди-уйди". Например, выбрасывает игрушки из кроватки и требует, чтобы мама их принесла (это очень полезно для малыша, хотя и сердит родителей). Или вытаскивает вещи и книги с полок в шкафах и наблюдает за тем, как мама, ругаясь, все убирает обратно (кстати, вы уже завязали веревочками дверцы нижних полок шкафов, или ваши дети уже выросли?).

А вот еще один пример игры в "приди-уйди", весьма озадачивающий взрослых: ребенок берет в рот еду с ложки, потом выплевывает все обратно на тарелку и, разглядывая, норовит все потрогать руками, а затем запихнуть обратно в рот.

Ну, хорошо. Игра в прятки, утомительные (для родителей) "приди-уйди". Но какое это все имеет отношение к расставанию с родителями? Удивительно, но САМОЕ прямое. Дело в том, что
с помощью этих игр ребенок убеждает себя в том, что объекты (игрушки, вещи, люди) НЕ ИСЧЕЗАЮТ, а только ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ. Нам, взрослым, это кажется очевидным, но когда мы были совсем маленькими, мы в это тоже не верили.

Это понимание и доверие к исчезающим вещам и людям приходит не сразу, оно требует интеллектуальных усилий, а значит, его можно тренировать. Для тренировок понимания "постоянства объекта" у малыша (как и для получения ребенком других умений и навыков) используется лучший в мире "детский тренажер" - ДЕТСКИЕ ИГРЫ.

Игры, которые помогают малышу понять "принцип постоянства объекта"


Предлагаем вам ряд игр, которые помогут вашему малышу (в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет) понять "принцип постоянства объекта".

- Покажите ребенку движущуюся игрушку. Пусть она "заедет" за экран (стол, ширму, шкаф), а потом появится с другой стороны. После того, как он несколько раз это увидел, оставьте игрушку за экраном и попросите ребенка жестами и словами ее поискать. Роль экрана может выполнять и обычная диванная подушка или лист бумаги.

- Когда вы собрались кормить малыша, положите на стол перед ним три салфетки. Покажите ему печенье и затем спрячьте его под одну из салфеток. Предложите найти печенье. Когда он его найдет, дайте ему съесть печенье.

- Аналогичным образом спрячьте игрушку, например под одну из двух подушек. Это могут быть также две лежащие на кровати пеленки, под одну из которых вы спрячете игрушку. Пусть ребенок видит, куда именно вы ее прячете. Предложите ему найти игрушку. Если он еще не сможет этого сделать, спрячьте игрушку так, чтобы ее немного было видно. А затем спрячьте игрушку полностью.

- Когда ребенок будет играть в песочнице, спрячьте при нем маленькую яркую игрушку в песок. Пусть он откопает ее.

- Разрешайте ребенку искать в карманах вашей одежды пряник, конфету, яркую интересную игрушку, ключи или что-нибудь другое, предварительно спрятанное вами. Сначала спрячьте предмет только частично, чтобы его было немного видно, а затем спрячьте полностью.

- Возьмите миску и насыпьте туда вермишель или горох. Положите внутрь миски яркую игрушку и слегка присыпьте ее. Предложите ребенку достать эту игрушку. При этом он наверняка рассыплет горох или вермишель по столу. Помогите ему собрать их со стола и положить в миску (заодно ребенок потренирует моторику рук).

- Соберите побольше пластмассовых крышечек для майонезных баночек. Сложите их все в миску, а потом рассыпьте по столу на глазах у ребенка. Начните их собирать и пригласите его делать то же.

Цель игр: играя в "разбрасывание-собирание" или в разные виды пряток, ребенок учится верить, что разные вещи могут исчезать и возвращаться на свои места снова и снова, и от этого они не портятся и не исчезают.


Автор: Aннa Kрaвцoвa



Поделитесь статьей с друзьями, и вас ждут успех, любовь и радость! :)

Добавил Вчерашний_Дождь 18 ноября 2009 Просмотров: 2165
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: