Чего боятся наши дети?

Чего боятся наши дети?

Когда деревья перестают быть большими, а сами мы становимся взрослыми, нам начинает вдруг казаться, что детство – «золотая пора», что оно «безоблачно» и «беззаботно». И как-то вдруг, вырастая, большинство из нас забывает, что в детстве далеко не все было так гладко: бывали и огорчения, и неудачи, и обиды, и, конечно же, страхи. О последних мы и поговорим подробно.

Нет, наверное, ни одного психически нормального человека – взрослого или маленького, – который бы никогда в жизни не испытывал страха. Это такая же естественная психическая реакция, как и удивление, гнев или грусть. Страх базируется на инстинкте самосохранения, и задачи его – предупреждение об опасности и защита (он удерживает от безрассудных и импульсивных действий).

Страх возникает в ответ на что-либо угрожающее. Можно выделить две наиболее значимые угрозы: смерть и крах жизненных ценностей (к ним относятся здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие). Однако, помимо двух этих наиболее важных причин, страх всегда бывает вызван, с одной стороны, наличием опасности – настоящей или выдуманной, с другой – нарушением чувства безопасности («от этого никто меня не защитит!»).

Практически все детские страхи преходящи и обусловлены возрастными особенностями ребенка. В норме все страхи длятся недолго, проходят практически бесследно, не влияют кардинальным образом на поведение ребенка и на его взаимоотношения с окружающим миром. Проблемы начинаются тогда, когда маленький человечек испытывает чрезмерно интенсивные, длительные или частые страхи, попадает в зависимость от них, когда нарушается нормальная социальная адаптация и искажается характер ребенка.

Возраст малыша играет большую роль, существует даже своеобразная возрастная классификация наиболее типичных детских страхов. Однако запомним главное: наибольшее количество страхов отмечается у детей 3-5 лет, а наибольшая интенсивность страхов приходится на возраст 6-8 лет.

Важна и социальная ситуация, в которой воспитывается ребенок. Наиболее подвержены страхам:

– дети из психологически неблагополучных семей, где постоянно происходят конфликты;

– дети чрезмерно строгих, бескомпромиссных и требовательных родителей;

– единственные дети в гиперопекающих семьях;

– дети мам, слишком рано вышедших на работу;

– дети родителей, которые развелись в так называемой эдипальной фазе, т.е. возрасте 5-7 лет, кода должна была произойти идентификация ребенка с родителем своего пола;

– «поздние» дети, родившиеся у родителей после 35-40 лет;

– дети тревожных родителей, которые и сами страдают от каких-либо страхов (так называемые «семейные», наследственные страхи – результат, с одной стороны, эмоционального «заражения» малышей от родителей, с другой – близкого типа реагирования и восприятия).

Причины возникновения и закрепления детских страхов можно условно разделить на две большие группы:

1. Психическое неблагополучие самого ребенка (нездоровье психики как крайний случай мы рассматривать не будем – однако «ослабленность» нервной системы ребенка нередко выказывает себя именно в виде избыточных или многочисленных страхов).

2. Проблемы, связанные с неправильным поведением родителей (неадекватная реакция родителей на страхи, наличие страхов у них самих, неблагополучные отношения в семье, излишняя строгость, эмоциональная холодность, жестокость по отношению к ребенку).

Чего же боятся наши дети? В большинстве своем, того же, чего боялись и мы сами в их возрасте, и многие поколения малышей задолго до нас: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ (вроде Бабы Яги, Серого Волка или злобной Буки)…

Кроме того, во все времена, у всех народов отмечались очень характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: в раннем возрасте это страх потери матери, боязнь темноты, страх перед животными, лет в 6-8 лет появляется страх смерти.

Однако только от особенностей ребенка и условий его развития зависит, насколько интенсивное проявление получит тот или иной страх и получит ли вообще.

Впрочем, специфика современности добавляет детям поводов для переживаний: в последние годы мне все чаще попадаются дети, которые всерьез боятся апокалипсиса (причем большинство из них отнюдь не из религиозных семей – видимо, это влияние фильмов о глобальных катастрофах типа «Послезавтра» и «2012»), маньяков (спасибо смакующим подробности СМИ) и даже экономического кризиса (пугает их в основном то, что родители не могут найти работу, нет денег, все злятся и семья бедствует).

Приметы времени можно обозначить также и как чрезмерное обособление наших детей, недостаток их общения как со сверстниками, так и со взрослыми, в результате чего у городских детишек (особенно единственных), живущих под неусыпным контролем родителей в отдельных квартирах, формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ. Этому же способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, если она достигается в ущерб нормальным для дошкольного возраста коллективным подвижным играм, развивающим эмоциональную сферу (а чаще всего это так и бывает: у ребенка куча «студий-развивалок», а банально побегать во дворе с друзьями – некогда, да и родителями не приветствуется; более того, родители такой активности даже боятся: «Еще сломает себе что-нибудь»).

 

Итак, каковы же они – детские страхи – в деталях?

 

Боязнь резких звуков и резкой перемены обстановки (включая страх падения)


Матчасть

Это – самые первые страхи, которым подвержены уже новорожденные младенцы. Реагируют они на то, что их пугает, плачем и мышечными реакциями (ребеночек вздрагивает, вскидывает ручки, зажмуривается или, наоборот, часто моргает – инстинктивно пытаясь защититься).

Наиболее тревожными, «готовыми к страху», являются те малыши, матери которых переживали серьезные и/или длительные стрессы во время беременности. Эти детки отличаются повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом. На практике это означает, что дитя вздрагивает при малейшем прикосновении, ярком свете, громком звуке.

Что делать?

Ясно, что профилактикой страхов в таком раннем возрасте можно считать грамотное планирование беременности (чтобы избежать, к примеру, экзаменов, переездов и т.д.) и заботу о психологическом здоровье будущей мамы в эти месяцы. Ну а после рождения – удовлетворение всех базовых потребностей новорожденного, то есть потребностей не только в еде, питье и сне, но и в доброжелательном эмоциональном общении, в тактильном контакте с мамой. Последние два фактора важны ничуть не менее первых трех, их роль трудно переоценить. А вот недооценить – легко, поэтому у эмоционально холодных родителей детки намного более тревожные, причем это формирует порочный круг: чем более сухи и эмоционально отстраненны родители, тем «проблемнее» ребенок, и, следовательно, тем меньше теплых чувств он у них вызывает – и круг замыкается…

Страх потери матери


Матчасть

Боязнь потерять маму, оказаться на какое-то время без нее – следующий базовый страх. В каком-то смысле он на краю сознания актуален для нас всегда, однако наиболее остро и интенсивно проявляется в младенчестве, в возрасте 7-9 месяцев. Проявляется этот страх в чрезвычайной чувствительности ребенка ко всему, что исходит от мамы, он «ловит» все ее интонации, взгляды, ему в буквальном смысле «как воздух» необходимо ее присутствие – а вот если мамы нет рядом, дитя надрывается в крике, ну или как минимум капризничает, плохо спит и ест.

Примерно в год и 2 месяца этот страх теряет свою актуальность, и малыш начинает понимать, что мама будет с ним вне зависимости от обстоятельств. И что даже если кто-то отвлекает ее внимание, то это не опасно, и в любом случае мама всегда принадлежит ему.

Плохо, если именно в этот период (с 8 до 14 месяцев) ребенок разлучается с мамой – поступает в ясли или на попечение бабушек и нянь в связи с выходом мамы на работу – тогда повышенная тревожность может закрепиться как черта формирующегося характера, создавая в будущем предпосылки для возникновения всевозможных страхов.

Что делать?

Профилактика очевидна и вытекает из всего вышесказанного: мама должна так составить свои жизненные планы, чтобы именно в этот период не разлучаться с малышом и дать ему максимальную уверенность в том, что мама всегда с ним и очень его любит.

Одиночество


Матчасть

Этот страх – один из главных, наиболее часто встречающихся страхов малышей, пик его приходится на 2-3-летний возраст, причем у мальчиков он встречается чаще, чем у девочек.

Основывается страх одиночества на боязни нападения и страхе перед сказочными персонажами – ведь именно тогда, когда малыш один, он чувствует себя наиболее уязвимым и беззащитным. Если ребенок имеет возможность полноценно общаться со сверстниками, страх одиночества посещает его гораздо реже.

А вот общение с чрезмерно опекающими взрослыми не позволяет сформироваться собственной психологической защите у малыша, поскольку гиперопека и стремление оградить ребенка от всех опасностей приводит к тому, что он растет в уверенности, что сам он – слаб и беззащитен перед страшным «большим миром» и без помощи и поддержки взрослых не может противостоять никаким угрозам. Именно поэтому страх одиночества выходит у такого излишне опекаемого и изолированного от сверстников малыша на первый план.

Что делать?

Понятно, что лучшей профилактикой такого рода страхов является нормально налаженное общение малыша с другими детьми (не обязательно это должен быть детский сад – достаточно и регулярного общения на детских площадках, во дворе, в развивалках), а также отсутствие «удушающей» заботы и контроля со стороны взрослых.

Фантастические и сказочные существа


Матчасть

Это – своеобразная «корпорация монстров»: наиболее многочисленный и наиболее часто встречающийся «отряд» страхов у деток в возрасте от 2 до 5-6 лет.

Поначалу сказочные существа чаще всего беспокоят ребенка во сне. Особенно впечатлительные детки могут испугаться и в процессе чтения сказки, но большинство сталкивается с пугающими «сказочными» страхами по ночам. Происходит это обычно после двух лет, когда, во-первых, уже достаточно сложной для этого становится психика ребенка, и, во-вторых, накапливается багаж фантастических образов, полученный из сказок и мультфильмов.

Первыми «кошмарами» можно считать образы Волка, Кощея, Бармалея – мужских персонажей, чаще всего посещающих деток, у которых непросто складываются отношения с папой. Ближе к 3-4 годам начинают появляться женские аналоги – Баба Яга, Ведьма – как отражение проблем в отношениях с мамой. Все эти персонажи – символы агрессии и угрозы жизни. Такие страхи характерны для детей строгих, эмоционально холодных или, напротив, «взрывоопасных» и скорых на наказание родителей.

Что делать?

Лучшей профилактикой таких ночных страхов является спокойствие, доброта и ласка со стороны родителей. Детки, которым ночью снится страшное, больше других нуждаются в том, чтобы перед сном их обнимали, ласкали, баюкали – ну и конечно, чтобы в течение дня родители были с ними нежнее и мягче. И, конечно, необходимо помнить о правильном режиме дня малыша: следить, чтобы днем было достаточно (но не чрезмерно!) впечатлений, подвижных игр, общения. А также за тем, чтобы ребенок поужинал и лег не слишком поздно, засыпал в спокойной обстановке (не под телевизионный боевик в общей комнате!), в хорошо проветренном помещении.

Матчасть

В 4-5 лет эти существа «выходят из сумрака» – ребенок может быть подвержен страхам и в дневное время суток. Эти страшные существа – словно «антиподы» родителей (в случае, если родители добрые и спокойные), или, что бывает чаще – та часть родительских личностей, «тень», которую сами детки признавать не могут и не хотят (любой ребенок по возможности до конца верит, что родители все-таки хорошие).

Что делать?

В этом возрасте для борьбы со страхами можно очень эффективно использовать сказкотерапию, рисуночную терапию и, конечно, игровую терапию.

Страшное существо можно нарисовать, с тем чтобы потом «подарить» ему портрет и тем самым его «задобрить» и с ним подружиться. Можно, напротив, торжественно сжечь рисунок, чтобы окончательно избавиться от незваного гостя. Спросите ребенка сами – как он хочет поступить с картинкой в том или ином случае.

Можно придумать (лучше всего вместе с ребенком) сказку или проиграть с игрушками сюжет о том, как злое существо стало добрым и «приручилось» – или же о том, как малыш его победил (иногда эту миссию стоит доверить папе, если он в глазах ребенка мужественный, сильный и отношения у папы с малышом хорошие).

 

Остановимся подробнее на следующей группе – страх перед чужими людьми, животными, боязнь темноты, огня и, конечно, боязнь боли, крови и врачей.

Чужие люди


Матчасть

Впервые этот страх появляется у ребенка очень рано, в возрасте 8 месяцев. Малыш может разрыдаться при виде чужого человека даже сидя у мамы на ручках и даже несмотря на все ее заверения, что «эта тетя хорошая». В норме через этот страх проходят все детки, и примерно после года он стихает – на смену ему приходит интерес к людям. Однако иногда повышенная тревожность в контактах с незнакомцами сохраняется надолго и даже закрепляется впоследствии как черта характера – так происходит чаще всего в тех случаях, если мама и сама с настороженностью и опаской относится к окружающим.

Следующий этап, когда проблема страха перед чужими вновь становится актуальной – младший школьный возраст, когда ребенок уже не круглосуточно находится «у маминой юбки», а начинает самостоятельно контактировать с окружающей его реальностью и круг его общения резко расширяется. В норме ребенок быстро адаптируется к новым условиям и знакомым, но иногда робость и опасливое отношение становится стилем общения – увы, но, как правило, это заслуга родителей.

Что делать и чего делать не следует?

В наш неспокойный век совершенно естественным представляется воспитание разумной осторожности по отношению к реально существующим опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые, предлагающие покататься или пойти поесть конфет/погладить щеночка у них дома и все такое прочее). Это – дело нужное: кто предупрежден, тот вооружен. Хотя, конечно, следует делать это без излишнего нагнетания и на доступном возрасту ребенка уровне и языке. Здесь главное – чувство меры: воспитать разумную осторожность, не превратив в то же время ребенка в человека с манией преследования и с базовым ощущением, что мир страшен и суров.

Однако отдельно снова хотелось бы сказать о намеренном нагнетании ситуации. Да, надо воспитывать в ребенке разумную осторожность по отношению к чужим. Но ни в коем случае нельзя намеренно пугать реально существующими персонажами.

Животные


Матчасть

Страх перед животными, даже самыми, на наш взгляд, безобидными, возникает в 2-3 года, и если не преодолен, то может, достигнув пика лет в 5-7, остаться с человеком навсегда. Он может быть вызван как наличием психотравмирующего опыта, так и стать результатом внушения.

То есть один и тот же страх, к примеру, перед собаками, может возникнуть после неприятного инцидента с животным в реальной жизни, а может быть «передан по наследству» чрезмерно тревожной матерью (да, увы, именно мамы чаще делятся подобным опытом с малышами). Это может быть как прямое внушение («Не подходи – укусит!»), так и косвенная «передача опыта», почерпнутая малышом из комментариев к телесюжетам или из «мамской болтовни» на лавочке у песочницы из серии «Вы подумайте, какой ужас!».

Известен довольно жестокий эксперимент, проведенный над младенцами 8-9 месяцев: им одновременно показывали симпатичную, пушистую, мягкую игрушку – и пугали резким звуком, окриком. Впоследствии у малышей сформировался устойчивый страх не только перед этой конкретной игрушкой, но и перед всем, что ее напоминало – пушистыми предметами подобного цвета и размера.

Что делать и чего делать не следует?

Трижды подумайте, чего вы на самом деле хотите: воспитать в ребенке разумную осторожность перед незнакомым животным (то есть привить основные навыки безопасного поведения: не дразнить, не размахивать руками или палкой, не бежать) или привить ему панический страх перед любым четвероногим.

Если страх у малыша уже сформировался, постарайтесь с этим страхом «подружиться»: рисуйте его, придумывайте про него сказки, играйте в игру, где надо помочь мальчику, который боится собак. И, главное, не высмеивайте малыша, не дразните его трусом и не сравнивайте с другими, «бесстрашными» ребятами.

Врачи, боль и кровь


Матчасть

В возрасте с 2 до 3 лет страх перед болью, кровью и – следовательно – докторами, выходит на первое место у малышей: по статистике, с ним сталкивается каждый второй ребенок. Подоплека этого страха понятна – так проявляет себя инстинкт самосохранения.

Наиболее подвержены таким страхам дети тревожных родителей, которые сами испытывают трепет перед «людьми в белых халатах» – детки буквально «впитывают», как губки, родительские страхи, опасения, напряженность, и в результате банальный поход в поликлинику для очередного осмотра превращается в испытание для всех, а уж если предстоит прививка – малыш ведет себя в соответствии с поговоркой «держите меня семеро».

Что делать в такой ситуации?

Не нагнетать обстановку, не заводить еще накануне разговоров с ребенком или при ребенке о предстоящем визите к врачу, не обсуждать с приятельницами или родственниками некомпетентность докторов или разнообразные «несчастные случаи», если малыш вас слышит (даже если вы думаете, что «он все равно не понимает»). Но и не врать ребенку в стиле «доктор ничего делать не будет». Как сказано в старом анекдоте, разумное дитя вправе задать в этом случае резонный вопрос: «А зачем же мы тогда к нему идем?».

Спокойно объясняем малышу, что ходить к врачу необходимо, как в магазин за продуктами или за одеждой, это нормальная часть жизни и так делают все: и взрослые, и дети, ведь это позволяет сохранить свое тело здоровеньким и бодрым. А если ваше чадо увидело ревущего ровесника (а тем более – младшего) в поликлинике, отличной отвлекалочкой может послужить просьба развеселить беднягу и поиграть с ним – для многих деток, особенно хорошо адаптированных в социуме, роль «старшего», «утешителя» почетна и позволяет забыть о собственных проблемах.

Чего делать не следует?

И снова отдельной темой стоит намеренное запугивание, в данном случае – доктором или медицинскими манипуляциями. Вспомните, сколько раз вы слышали (но, надеюсь, сами не произносили) что-то вроде: «Будешь плохо себя вести – заработаешь укол в попу!»

Каково будет лечиться потом вашему малышу, если, не дай бог, он заболеет чем-то более серьезным, нежели ОРЗ? Каково вам же будет преодолевать его страхи?

 

Как видим, все до сих пор рассмотренные страхи основаны в основном на инстинкте самосохранения. Далее мы рассмотрим так называемые «социальные» страхи, характерные для более старших детей.

 

Темнота


Матчасть

Страх темноты универсален – он может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста. Этот страх – отражение и продолжение страха смерти, страха перед небытием (ведь в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть). Это – страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным.

Очень часто страх темноты тесно связан со страхом перед сказочными персонажами – ребенку кажется, что они живут там и от них невозможно защититься.

Кроме того, темнота – это атрибут ночи, а ночью ребенок наиболее уязвим: силы организма минимальны, и он находится в наиболее «угрожаемом» положении, ведь все вокруг спят и защитить от опасностей не могут… Включается «генетическая память» о ночной темноте как о наиболее опасном времени для поколений наших далеких предков, когда дикие звери чувствовали себя хозяевами ночи, а люди были беспомощны.

Что делать и чего делать не следует?

Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, запирая одного в темной комнате – это прямой путь к возникновению неврозов и генерированию новых страхов – боязни замкнутого пространства, к примеру. Даже если проступок ребёнка кажется вам ужасным – выберите более гуманное наказание.

Вечером же, укладывая малыша, постарайтесь сделать так, чтобы отход ко сну был максимально комфортен, чтобы ребенок не был перевозбужден, в комнате горел ночник и засыпание происходило не в одиночку. Почитайте малышу добрую сказку (без чудищ, опасных ситуаций, ссор, угроз и т.д.), обнимите, погладьте, сделайте расслабляющий массаж и не уходите из его комнаты, пока он не уснет (если ребенок спит один). В конце концов, лучше потратить полчаса, убаюкивая перед сном, чем полночи в борьбе с кошмарами.

Огонь


Матчасть

Люди до некоторой степени все же являются животными, хотя и сильно «продвинутыми», поэтому страх перед огнем – символом опасности, атрибутом стихийных бедствий и катаклизмов, с которыми не совладать, записан у нас, что называется, «в подкорке». Этот страх – конструктивный, поскольку он предохраняет ребенка от реальной опасности.

Однако если малыш столкнулся с реальной психотравмирующей ситуацией – стал свидетелем пожара или сильно обжегся, возможно закрепление этого страха и «разрастание» сверх всяких разумных пределов, когда дитя вздрагивает всем телом даже при виде зажигалки.

Что делать?

Спокойно и наглядно объяснить, что огонь в умелых руках – это добро и польза. Да, это и вулкан, и пожар – но ведь это одновременно и костёр, у которого так здорово греться или петь песни, и огонь на плите, на котором можно приготовить вкусный ужин, и маяк, чтобы не заблудиться в темноте и найти дом…

В сложных случаях оптимальным вариантом будет обратиться за помощью к детскому психологу.

Смерть


Матчасть

Страх смерти – главный страх детей старшего дошкольного возраста. Он появляется в возрасте 5-7 лет и чаще всего приходит во сне. Это – отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих – пусть и в далеком будущем – перемен: взросления, старения, исчезновения. Появление этого страха – своеобразный «маркер» того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. В этом возрасте дети задают вопросы, как долго они проживут, это – период щемяще-трогательных фраз вроде: «Мамочка, ты никогда не умрешь, а когда я вырасту, то изобрету такое лекарство, чтоб мы с тобой жили всегда!»

Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает его, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. Отсюда и появляется собственно страх – как невозможность избежать неизбежного.

Малышам снится, что они умерли, снятся похороны (в особенности, если ребенок видел их наяву), снятся опасные ситуации, связанные со смертью: «Меня съел тигр», «Убили бандиты» и т.д.

Чуть позже начинают сниться сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных: ребенку может присниться, что умер кто-то из родителей (отголосок страха потери матери в первый год жизни), снятся уже умершие родственники. Не всегда эти сны действительно страшные (с умершим дедушкой ребенок может вполне мирно беседовать во сне) – пугает сам факт общения с потусторонним миром.

В связи со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (пожаров, ураганов, наводнений и т.д.) – ведь всё это прямая угроза жизни; а также страх перед представителями иного мира (посланников неизведанного и жуткого небытия).

Что делать?

Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая от непосильных для детской психики переживаний вроде убийств и насилия на экране, разговоров при ребенке о болезнях и смертях, да и вообще бесед на тему «как страшно жить». Постепенно ребенок примет устройство мира, и страх смерти притупится, уйдя на задний план и потеряв свою остроту.

Спокойно говорите с ребенком о том, что, хотя смерть и случается со всеми людьми, однако будет это еще очень-очень нескоро, и ребенок, и его родные проживут вместе еще множество долгих и счастливых лет. А болезни совсем не означают непременной кончины (приводите ребенку конкретные примеры: «вот дядя Миша болел недавно – но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты – и все прекрасно живут-поживают дальше»).

Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже любимого домашнего животного. В этом случае вам может понадобиться помощь детского психолога.

Страх «несоответствия»


Матчасть

Это – последний из наиболее значимых детских страхов, и характерен он преимущественно для школьников. С поступлением в 1 класс для подрастающих ребятишек все более важной становится задача «вписаться» в коллектив сверстников, а также соответствовать требованиям взрослых (родителей и преподавателей), то есть – адекватно освоиться с новой для себя социальной ролью ученика, школьника. А для детей, не посещавших сад, новой будет и роль члена детского коллектива.

Если коротко, то в дошкольном возрасте преобладают страхи, основанные на инстинкте самосохранения, а в школьном – страхи «социальные». Поэтому становится ясно, насколько уязвим «переходный» возраст – 7-8 лет, когда еще есть первая группа страхов и уже есть – вторая.

Ребенку теперь хочется уважения, понимания, он стремится получить определенный социальный статус (скажем, быть лидером или хотя бы не стать «лузером» – в зависимости от уровня притязаний). Кроме того, в этом возрасте уже сформирована совесть, и это также может быть дополнительным источником тревог и страхов – опоздать на урок, не выучить и получить двойку, «подвести» в чём-то класс и т.д.

Что делать и чего делать не следует?

Как поступать со страхами, характерными для дошкольного периода, мы уже подробно разобрались.

Что же касается «социальных» страхов младших школьников, то здесь важно соблюсти баланс и не «перегрузить» ребенка моральной ответственностью, не «придавить» его виной в случае неудач – но и не способствовать формированию безответственного характера: в попытке «не пережать» родители иногда получают чадо, начисто лишенное совести, живущее под девизом «нет проблем».

Перед поступлением в школу не стоит нагнетать обстановку и рассказывать ребенку об обилии его будущих обязанностей, о том, насколько они важны, и не живописать, что с ним будет, если он не справится. Не надо обсуждать с ним и при нем недостатки преподавателей и администрации, не стоит делиться с ним «жуткими» историями из собственного детства. Словом, ваша задача – не сформировать у маленького ученика представление о школе как о неотвратимом кошмаре, от которого никуда не деться в ближайшие 11 лет.

Не нацеливайте ребенка непременно на одни пятерки, не требуйте от него «звезд с неба». Завышенные притязания родителей ведут к тому, что ребенок испытывает дополнительный страх – им не соответствовать, а если эти завышенные притязания впитал уже и сам ребенок – это ведет к дезадаптации в школьном коллективе: задавак с претензиями не любит никто.

В случае неудач – не ругайте сына или дочку, не запугивайте двойками. Лучше разберите ситуацию, по возможности помогите, расскажите о том, что и у вас бывало не все гладко, и обязательно – как вы сумели все же справиться. Ребенок должен понимать, что вы – его надежный тыл, что всегда его поддержите и поймете, что не он один имеет подобные проблемы.

И главное, что выход всегда есть.

Как победить детские страхи?


Мир детства – не только радостный калейдоскоп впечатлений… Иногда случается так, что малыш может быть и расстроен, и напуган… Изучив во всех подробностях, чего же боятся наши дети, давайте подведем итоги и выделим пять условий победы над страхами.

1. Сформируйте адекватную систему воспитания.


Необходимо учитывать особенности именно вашего ребенка, его темперамента, условий развития, интересов и склонностей – и стараться сформировать систему адекватных требований и воспитательных воздействий, апеллировать к разуму и чувствам, а не уповать на физические воздействия или запугивание. Чем жестче и эмоционально холоднее отец и мать, или, напротив, если их опека и любовь буквально «удушающа» – тем трудней приходится ребенку, тем больше у него страхов.

2. Обеспечьте полноценное общение и развитие эмоций.


Следует создать условия для полноценного развития вашему малышу, обеспечить возможность общения со сверстниками, подвижных эмоциональных игр, достаточного времени на свежем воздухе, свести к минимуму изоляцию в квартире, не стремиться к ранней интеллектуализации в ущерб эмоциональному развитию. Лучшая борьба со страхом – отвлечь ребенка, погулять с ним, дать возможность побегать с друзьями, погонять на велосипеде, заняться спортом. В особенности, если при этом взрослые одобряют и поддерживают его занятия и интересы, а не видят в них дополнительный источник опасности («шею себе свернет!»)

3. В борьбе со страхами начните с себя.


Дети – наше отражение, поэтому большинство страхов они получают от нас самих – «по наследству». Если родители и сами тревожны, мнительны, не уверены в себе – ничего удивительно нет в том, что и дети становятся их маленькими копиями. Особенно усугубляет ситуацию гиперопека – в таком случае у ребенка не только отмечаются страхи, но и формируется высокая тревожность как черта характера, личностная особенность – а это уже навсегда.

4. Помните о том, как важна крепкая и здоровая семья.


По возможности следует избегать расставания с мамой в первые годы жизни малыша, когда она наиболее ему нужна. Уже сам факт присутствия мамы рядом – надежная страховка от тревог и опасений.

Не стоит и недооценивать роль отца – авторитетный, спокойный, любящий отец будет и лучшим примером для малышей и главным их защитником. И напротив, если отец обладает взрывным темпераментом, являясь «дестабилизирующим фактором» в эмоциональной жизни семьи, или, наоборот, самоустраняется от воспитания и контактов с ребенком, малышу не на кого положиться, и это является дополнительным источником страхов.

Безусловно, нет смысла «сохранять семью ради детей», если отношения между мамой и папой испортились или зашли в тупик настолько, что, кроме развода, иного выхода нет. Дети – прекрасные барометры и чутко ловят фальшь в отношениях, поэтому натужное, вымученное «поддержание семейного очага» будет им столь же тягостно, как и самим родителем. Просто малыши вам этого не скажут.

Однако стоит помнить, что расставание родителей наиболее травматично для ребенка в возрасте 5-7 лет, поскольку не происходит положенная в этом возрасте идентификация себя с родителем своего пола и/или отсутствует доброжелательное внимание и контакт с родителем противоположного пола. Это не только множит страхи у малыша, но и чревато в будущем проблемами уже в его собственной семейной жизни.

5. Никаких «санкций», насмешек и обвинений!


Маленький человечек имеет право на свои страхи и еще не умеет самостоятельно с ними справляться. Страхи – не повод для наказаний, над ними нельзя смеяться, нельзя сравнивать малыша с другими детьми, которые якобы «ничего не боятся». Не читайте ребенку морали, не ругайте и тем более не запугивайте его – этим вы только усугубите ситуацию.

Как правило, страхи проходят сами по себе (ну в самом деле, вы видели хоть одного подростка, который боялся бы Бабу Ягу?), но легче всего это происходит при поддержке взрослых, в атмосфере понимания и поддержки. Удачи!

Автор  Наталья Проценко
Источник Интернет-журнал ШколаЖизни.ру