Санта Клаус или Дед Мороз
История рождественского персонажа
Наверное, ни один персонаж в мире не имеет столько имен, как Дед Мороз! В США он — Санта-Клаус, в Швеции — Юльтумте, в Монголии — Увлин Унгун, во Франции — Перь Ноэль, в Италии — Баббо-Натале, на Кипре — святой Василий.Дед Мороз - святой?
Историки отмечают, что несмотря на то, что многие из этих образов восходят к христианским святым: св. Николаю, св. Василию, от них «попахивает» язычеством и даже чертовщиной. Не случайно 23 декабря 1951 года во Франции по велению католической церкви на главной площади г. Дижона сжигали чучело Пер-Ноэля. Однако возмущение французов было столь велико, что уже 27 декабря Пер-Ноэля реабилитировали. Итак, персонажей много… Однако всех этих героев объединяет ряд особенностей, в том числе, и внешних - большая седая борода, шуба, посох и много подарков — в руках, в корзине или в мешке за спиной. Подарки он дарит детям 6 декабря — в день памяти св. Николая — или на Рождество и Новый год.
Откуда же пошел этот образ?
По мнению историков, наибольшее влияние на формирование этого персонажа оказали легенды, сложившиеся вокруг великого христианского святого Николая Мирликийского. Прототип Деда Мороза — св. Николай, родился в III веке в семье состоятельных родителей, проживавших в портовом го роде Потара в Аикии. Еще молодым человеком он поселился в г. Миры (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епископом. Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана. Согласно преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако в 1087 году итальянские купцы из г. Бари попытались захватить его мощи. Видимо, их попытка, хотя бы частично, удалась, так как в XII веке жители Бари преподнесли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого. Он, в свою очередь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переименована в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город. К моменту появления мощей св. Николая в Италии и Франции он был уже почитаем в этих странах, а вскоре превратился в очень во всеми признанного святого. Легенды о нем способствовали превращению св. Николая в персонажа рождественских праздников. Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами. Епископ Николай, узнавший об их бедственном положении, подбросил через окно (по другой версии — через дымовой ход) три мешочка с золотом (по другой версии — три золотых яблока). В результате девушки вышли замуж.
Происхождение чулков для подарков
Историки отмечают еще одно предание, по которому подброшенные мешочки (яблоки) попали в девичьи чулки, вывешенные сушиться. Отсюда, якобы, пошла традиция чулочков для подарков, которые дети вывешивают в Рождественский вечер с тем, чтобы наутро получить подарок. Есть и еще одна легенда, связанная с чудесами, творимыми св. Николаем. Владелец одной из гостиниц убивает трех школяров, разрезает их тела на части и засаливает в бочке вместе со свининой. Спустя семь лет св. Николай складывает и оживляет школяров, а хозяина наставляет на путь истины. Это послужило основанием считать св. Николая покровителем школяров, а день его смерти — школьным праздником. Однако св. Николай появляется не один, а в сопровождении спутников, в чьи обязанности входило наказывать провинившихся. Ими были - Черный Петер, Мохнатый Козел, Вельзевул, Черный Проказник, Ганс Муфф, Кнехт Рупрехт. Последний, например, изображал черта, носил белый плащ (позднее красный) с капюшоном, звенел цепями, порол розгами провинившихся и непослушных детей, а совсем уж скверных запихивал в мешок и уносил с собой. Традиция доброго и злого персонажа существовала во многих странах. Например, Кристиндель — добрый ангел, приносящий подарки, а Ганс Трапп — его злой товарищ, наказывающий ленивых и непослушных. Отметим, что помимо св. Николая, в качестве дарителя подарков выступали и другие персонажи. Известна английская гравюра 1590 года с изображением «сказочного господина Никто», некоторые черты которого вобрал в себя таинственный и добрый Дед Мороз. «Господин Никто» — человек без лица, но с бородой, одет в шубу, рукавицы и шапку, за спиной несет мешок с подарками и пробирается ночью (в руке фонарь) по чердаку к каминной трубе. Изначально св. Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер. С тех пор это стал Рождественский персонаж. На настоящий момент самым знаменитым Дедом Морозом считается Санта-Клаус, американский персонаж.
История российского Деда Мороза
Что же касается российского Деда Мороза - со св. Николаем он связан только через своего «зарубежного аналога», так как в православной традиции Николай Чудотворец (Николай Угодник) не соотносится ни с подарками, ни с Рождеством, ни с Новым годом. Популярность св. Николая в России была необычайной, его почитали как заступника и помощника в несчастьях. Филологи доказывают, что в словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение. Деды в славянской традиции – это прародители, духи предков. Для ряда славянских племен, считавших своим прародителем Перуна, Дед — это Перун. Дед захочет – наступает день, захочет – ночь… На Украине еще в XIX веке рассказывали о добром седовласом старце — Деде, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. В славянской мифологии существовал и другой герой - Мороз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) — персонаж сказок и обрядового фольклора. Он, как правило, предстает как заботливый хозяин снежного царства. В его образе присутствуют многие черты будущего Деда Мороза — характерная внешность и одежда. Мороз может как наградить, так и казать: собьет с дороги, запорошит снегом, заберется под одежду, а то и заморозит. У восточных славян накануне Рождества и на Пасху существовал обычай «кормления» Мороза. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». Это был, своего рода, откуп. Откупались от Мороза и весной. Для этого пекли сорок колобков, и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них. В соответствии со сказочной мифологией у Мороза есть дочка (по иным преданиям — внучка) — Снегурочка. Она добрая, любит людей и помогает им. В России их превращение из персонажей фольклора в персонажи рождественских и новогодних праздников происходило с конца XIX до середины XX века. Мороз «видоизменился» в Деда Мороза в первую очередь под влиянием «рождественского деда», пришедшего к нам вместе с западноевропейскими традициями празднования Рождества.
В советский период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз в основном был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений: приносил на Рождество зарубежным пролетариям одни неприятности. Как мы знаем, сейчас Дед Мороз реабилитирован и пользуется в России популярностью и почетом.