Как научить ребёнка говорить на втором году жизни

Еще не давно Ваш малыш мог только произносить несколько звуков и общаться с вами с помощью крика, но прошел всего лишь год и Вашего малыша уже не узнать… он понимает некоторые слова, издаёт много разнообразных звуков, исполняет просьбы и может  с помощью мимики и коротких слов «Да» или «Нет» отвечать на Ваши вопросы. 

 

Второй год жизни ребёнка является решающим в жизни малыша.  В этом периоде  совершенствуется его  способность понимать речь - он  понимает очень много слов и даже предложения, но пока еще не может их произнести, но к концу  второго  года он уже может сказать предложение из 2-3 слов.

 

 Еще Вы можете заметить, что  в периоде, когда малыш начинает оттачивать свой навык хождения, обычно это возраст от 10 мес. и до 1 года 3 месяцев, его речевое развитие затормаживается- так  устроена психика ребёнка  и родителям нужно просто успокоиться и немного подождать.  Дело в том, что в этом периоде для ребёнка важнее научиться ходить и все его силы и энергия уходят на это, и как только навык хождения установится, речь опять будет развиваться в своём ритме.

 

Для того чтобы понять как  научить ребёнка  говорить  давайте рассмотрим чему ребёнок может научиться и какое значение имеет второй год жизни ребёнка с точки зрения развития речи малыша, что позволит нам эффективно общаться с нашими детьми.

 

От 1 года и до 1 года 3 месяцев - основной смысл речи передаёт интонация ребёнка и ритм речи, малыш много жестикулирует. Он   может понять примерно 50-70 слов - это так называемый пассивный лексикон ребёнка, т.е. те слова, которые ребёнок хорошо понимает, но не произносит. Еще в  этом возрасте очень важно уделять внимание переводу слов из пассивного в активный лексикон. Это  можно сделать с помощью:

 

1.       Частого употребления слов - для этого не надо специальных занятий, поможет просто общение родителей с ребёнком.

2.       Правильного выбора слов, звуки которых доступны для произношения ребёнком в этом возрасте.

3.       Формирования потребности у ребёнка произнести слова, например,  в затруднительных ситуациях, где ребёнок не может объясниться с помощью жестов, обычно дети начинают произносить новые слова.

 

С 1 года 3 месяцев  и до 1 до 6 месяцев малыш часто говорит на «своём» языке - произносит много разных звуков, которые похожи на  отдельные слова.  Лепет очень сокращается, его основная задача  сейчас - это оттачивание звуков.  В  этом периоде ребёнок может произносить минимум 3 слова и максимум 58, эти слова ребёнок может произносить не очень четко, но через несколько месяцев, речь улучшиться и малыш будет уметь произносить правильно минимум 44 и максимум 383. Это произойдёт в периоде с 1 года 8 месяцев  и до 1 года 10 месяцев здесь уже   он сможет произносить предложения из 2-3 слов. Этот период очень важный, так как дети могут очень много понимать, а  произнести слова не могут и если упустить момент и не уделить должное внимание развитию речи, речь малыша будет отставать  в развитии по сравнению с речью его сверстника, обычно  это происходит в неблагополучных семьях, которые запускают воспитание детей. В этот период развивается:

 

1.       Артикуляция.

2.       Потребность в общении.

3.       Подражание звукам.

4.       Память.

5.       Способность слышать звуки и воспроизводить их верно.

 

С 1 года  9 месяцев и до 2 лет  ребёнок активно произносит минимум 27 слов и  максимум 707,  но пока больше преобладает понимание речи над произношением. В предложении малыша этого возраста появляются 3-4 слова.

 

Итак, что нужно делать родителям, чтобы научить его говорить:


1.       Нужно очень много общаться с ребёнком, комментировать свои действия и действия ребёнка.

2.       Активно принимайте участие в игре с ребёнком. Произносите звуки животных, говорите от лица куклы, обыгрывайте ситуации.

3.       Задавайте  ребёнку вопросы и стимулируйте его отвечать на них.

4.       Обучайте словам «можно» и «нельзя», а также учите ребёнка правильно на них реагировать.

5.       Читайте ребёнку прибаутки, стихи, сказки, пойте песни.

6.       Побуждайте ребёнка к ответной реакции. Это можно сделать с помощью игры, в которой  внезапное появление и быстрое исчезновение игрушки, сопровождается сначала называнием данной игрушки, а затем вопросом « Кто это? Что это? Кто спрятался? Кто кричит? Как кричит?».

7.       Давать поручение ребёнку (подойди, возьми, принеси), в этом возрасте можно давать поручения, состоящие из 2-3 действий.

8.       Воспитывайте способность повторять  слова и фразы, петь  отдельные слова в песенках, проговаривать и договаривать отдельные слова в прибаутках и стихах.

9.       Учите ребёнка переходить от коротких  предложений  к более сложным, например предложение типа «Дай мяч»  заменить на предложение «Мама, дай мяч».

10.   Поощряйте замену  звукоподражательных слов на общеупотребительные, например, «тик-так» на часы, «би-би» на машину и т. д.

 

Все эти рекомендации вы можете использовать во время игры и общения с ребёнком, возможно первое время  вам необходимо будет их сделать  правилами для себя, но  затем они легко войдут в ваше общение  с ребёнком и будут использоваться автоматически. Правильная речь у ребёнка, хорошее произношение,  грамматически верное построение предложение- всё это формируется с первых лет жизни , важно не пропустить это период.

 

И самое главное, развитая речь у малыша- это залог успеха в школе и в будущей жизни ну и, конечно, спокойствие  родителей.   Еще хочу добавить важное правило, без которого очень сложно научить ребёнка чему-либо - это любовь  к нему… Оставайтесь внимательными к своему малышу и если у него что-то не выходит,  помогите ему своей любовью  и заботой…и результат не заставит себя ждать!

 

Автор Лиана Рак специально для ЧуДетство.ру

При копировании статьи обязательна активная гиперссылка на источник.