Первые слова ребенка: какие и когда?

Первые слова ребенка: какие и когда?
Как говорится в старой шутке, «сначала мы хотим, чтобы они побыстрее начали ходить и разговаривать, а потом – чтобы сели и замолчали». Редкая мама не проявляет беспокойства по поводу речевого развития своего малыша: то он говорит много и непонятно, то мало и неправильно, то путает маму с папой, а папу с кошкой… Вопрос о первых словах ребенка – такой же сложный и многогранный, как любой вопрос по детской теме. Современная логопедия и педагогика дают крохам (а также их родителям) огромное пространство вариантов, отмечая индивидуальность усвоения социальных навыков каждым ребенком. Но существуют ли какие-то общие закономерности? Попробуем разобраться.

Номер один

Ребенок приступает к овладению речью задолго до того, как начинает говорить: он обучается взаимодействовать со взрослыми при помощи жестов и плача. Существуют обширные таблицы типов младенческого хныканья и рева: досужие ученые разобрались, какие звуки свидетельствуют о скуке, боли, недовольстве.

Принято считать, что первое слово – непременно «мама», однако это не всегда так. Действительно, эти два несложных слога неразвитому речевому аппарату малыша произнести чаще всего не составляет труда. Но с таким же успехом у него может получиться и «папа», и «баба», вопрос в том, что далеко не всегда это наименование конкретного родственника. Кроха может звать «мама» всех старших, живущих в доме, или все, что передвигается – людей, животных, птиц. Детской речи свойственны обобщения, причем зачастую в их основе лежит парадоксальная образность, просто неподвластная «закостеневшему» взрослому уму.

Практически всегда первые слова ребенка состоят из однотипных повторяющихся слогов. Для русского языка (а дитя, даже если не понимает конкретного значения каждого слова, подражает строю и мелодии речи, которую слышит), характерны открытые слоги, т.е. начинающиеся на согласный и заканчивающиеся на гласный. И ребенок, осознав это, имитирует слова по такому образцу, по-своему упрощая их – например, называя всего один слог из нескольких («ка» вместо «пока») или удваивая слог, который удается произнести («кики» вместо «киса»).

Развитие речи ребенка своеобразно отражает историю развития речи и мышления у человечества. Первые слова – это в 99% случаев существительные, обозначения персон или предметов – взрослых, игрушек, животных, предметов интерьера. С этого начинается познание мира новым человеком – он осознает, что его окружает нечто и пытается дать этому названия.

Следующий этап – указательные местоимения. Где, там, вот – с их помощью можно определить место предмета в мире. Не менее часто после существительных дети начинают произносить глаголы, как правило, в повелительном наклонении. Применение глаголов означает огромный прорыв в жизни малыша – ведь с их помощью он может добиться того, чтобы делали так, как он хочет! Дай, иди, возьми – эти слова, по сути, являются началом диалога. Ребенок быстро учится комбинировать их с обращениями или существительными, и вот уже готово первое предложение: «Мама, дай!». А освоенные глаголы в изъявительном наклонении помогают маленькому говоруну сообщать миру информацию, обозначая состояние дел: «Миша сидит», «Ляля ням».

Разговорчивый возраст

Многие родители очень хотят получить точный ответ на вопрос: когда малыш заговорит? Но точно сказать этого нельзя, разве что попробовать погадать. Все дети развиваются по разному, и к этому процессу попросту неприменимо слово «надо» — ребенок никому ничего не должен. Бывает так, что, невзирая на усилия родителей и врачей, ребенок упорно не говорит до трех лет, или совершенно неожиданно для всех начинает болтать в десять месяцев.

Рамки «речевого возраста» достаточно широки и включают в себя период от 8 мес до 3-4 лет. Тем не менее, если после года ребенок не издает разнообразных, хотя бы и бессвязных звуков, а после двух не произносит отдельных имеющих смысл слов, есть повод посоветоваться с неврологом и логопедом. Хороший специалист по ряду признаков определит, под контролем ли ситуация и не требуется ли вмешательство, и родителям будет спокойнее.

Как помочь малышу начать общаться? Почаще говорить с ним, причем не просто «читать лекцию», а комментировать свои и его действия, описывать предметы (их цвет, форму, назначения), объяснять, что ножки ходят, ротик ест, ручки берут и т.д. Вместе рассматривать книги, рассказывать кумулятивные (в которых повторяется однотипное действие) сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Возможно, кому-то эти хрестоматийные тексты кажутся скучными, ненужными и устаревшими, но это не так: они наилучшим образом обеспечивают потребности малыша в определенный период его жизни.

Поклонники прогрессивных новшеств могут попробовать методику Глена Домана, заключающуюся в демонстрации ребенку иллюстрированных карточек с различными предметами, существами, растениями. Карточки Домана можно использовать с рождения, для детей с года они существуют в виде удобных компьютерных презентаций.

И помните, что у детей бывают периоды так называемого «осознанного молчания», в которые ребенок будто бы перестает накапливать словарный запас и останавливается в освоении речи. Это не так: на самом деле его мозг в это время собирает и обрабатывает гигантское количество новых знаний, которые со временем проявятся в виде скачка развития.

Некоторые причины, задерживающие начало говорения:

— билингвизм, мультилингвизм. Многие семьи сегодня живут на несколько домов или постоянно переезжают из страны в страну, кроме того, распространены интернациональные браки. Дети, слышащие дома одну речь, а на улице – другую, или слова на разных языках от мамы и папы, начинают говорить позже своих сверстников, растущих в одноязычной среде. Зато для каждого предмета у них минимум два названия!

— недостаточное общение со сверстниками и старшими детьми. В семьях, где уже есть дети, малыши начинают говорить быстрее и чище: они копируют поведение старших ребят. Чем больше ребенок общается с себе подобными, тем большую потребность в совершенствовании коммуникативных навыков он испытывает, тем быстрее развивается его словарный запас.

— однообразие впечатлений, большое количество запретов. Старайтесь время от времени обновлять «игрушечный парк», показывать не одни и те же, а разные книги (необязательно постоянно покупать что-то новое, а старое выбрасывать, достаточно разделить существующие игрушки на две или три части и устраивать «ротацию»), ходить на прогулку в разные места. Новые впечатление стимулируют мыслительную деятельность, а вместе с ней – речевой центр. Постоянные запреты лишают ребенка тяги к познанию.