Кошмар на улице Вязов - 2010

Кошмар на улице Вязов - 2010

После того, как парень в кафе режет себе горло ножом, группа подростков обнаруживает, что им снится общий сон - про обгоревшего человека в шляпе и полосатом свитере с ножами вместо пальцев. И если умираешь во сне, умираешь и наяву. Продюсерская фирма Майкла Бэя, перезапускающая старые ужастики, добралась до культового сериала "Кошмар на улице Вязов". Теперь и самые юные зрители, родившиеся в конце 1990-х и 2000-х, должны запомнить слова зловещей считалочки: "Никогда не спите, дети".

 

Римейки старых значимых фильмов или киносериалов - дело благородное: оно продлевает года тому культурному контексту, в котором росли родители современных кинозрителей, и завязать диалог эпох.

 

Но римейки бывают разные. Чтобы вдохнуть новую жизнь в легендарных персонажей, недостаточно механически воспроизвести ключевые события оригинальных лент, - здесь нужен талант создавать на экране магию кино. В этом смысле римейки, как и продолжения успешных лент гораздо требовательнее к киноделам, чем оригинальные киноленты - ведь нужно снять увлекательнее и волшебнее, чем то, что зрители видели раньше.

 

Если оценивать с такой позиции, перезапуск "Кошмара на улице Вязов" не состоялся - за дело взялись недостаточно талантливые люди. Все внешние признаки успеха кошмаристой франшизы дотошно воспроизведены - но внутреннего веселого адского огня убийцы с лезвиями на пальцах, режиссер нового фильма Сэмюэл Байер и компания сценаристов, очевидно, не ощущают.

 

О хорошем: современный "Комшар на улице Вязов" - кровав, изобретателен и жутковат. Дети, не смотревшие оригинал, будут заворожены. Фредди Крюгер режет подростков, забрызгивая экран кровью и каждый раз выдумывая новый оригинальный способ позабавиться с жертвой в ее последние семь... шесть... пять минут.

Достижения последних лет в деле создания на экране компьютерных чудес значительно украсили фильм. Оригинальный "Кошмар на улице Вязов" был почти кустарным - каждый специальный эффект в нем изобретался практически "с нуля", и это придало ленте своеобразное очарование.

 

Новый "Кошмар.." - продукт эпохи, когда визуально воплотить можно практически что угодно. Это несколько обесценивает римейк, но картинка в нем - красивая и полная маньяческого кровавого изящества: смотреть фильм, хоть жутко, но приятно.

 

К сожалению, два главных недостатка перечеркивают все положительные моменты переснятого "Кошмара на улице Вязов". Первый - отсутствие всякой новизны в трактовке образа и деяний Фредди Крюгера. Фильм сделан фактически по кальке с оригинальной ленты: сюжет почти не изменился, а самые яркие моменты (убийство под потолком, перчатка с лезвиями в ванне) вообще воспроизведены буквально.

 

Если фирма Бэя не собиралась ничего менять во франшизе про Фредди Крюгера, может, стоило просто дополнить кровавыми эффектами и, скажем, перевести в 3D культовую картину 1984 года? Зачем было городить огород с пересъемкой, если все то же самое зрители видели или могут увидеть в оригинальном фильме?

Второй - и, пожалуй, главный провал римейкнутого "Комшара на улице Вязов" - унылый персонаж инфернального маньяка-с-перчаткой Фредди Крюгера, который не зажигает (зажигают его).

 

Давно известно: гениальные актеры умеют играть глазами и движениями - достаточно вспомнить Гэри Олдмена в "Ганнибале" или Эдварда Нортона в "Царстве небесном". И если убийца в фильме ходит в маске, это не значит, что неважно кого звать на эту роль.

 

Джеки Эрл Херли - выдающийся актер, но нет в нем адского веселого огонька и драйва, что были у культового `Крюгера` Роберта Инглунда. Его Роршах из "Хранителей" - великолепен в жесткой бескомпромиссности, но его Крюгер - безвкусен и убог.

 

Одной из главных притягательных черт оригинального "Кошмара на улице Вязов" (которая и позволила франшизе выдержать столько постановок) - садисткое развязное веселье Фредди Крюгера. Он убивал, смеясь - и завораживал своим страшным удовольствием. В римейке Крюгер представлен так, словно он - жертва обстоятельств, и сам страдает от необходимости резать детей. Это сводит всю его инфернальность к банальной психической болезни и делает его не порождением ада, вызывающим трепет, а рядовым маньяком-психопатом.

Жизнь - процесс, потому что результат заранее известен (Фредди заберет тебя).

 

Парадоксальным образом неудачный римейк культового кровавого ужастика отлично иллюстрирует эту мысль. Чем бы вы не занимались - пусть даже гуляя по чужим снам в перчатке с лезвиями на пальцах - делайте это с удовольствием. В противном случае наблюдать вашу жизнь будет неинтересно, как перезапуск "Кошмара на улице Вязов" с унылым и жалким Фредди Крюгером. А если неинтересно, то какой в этом вообще смысл?

 

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов