Первые дни жизни

altПоявление на свет — самый сложный период в жизни человека. Впечатления от путешествия по уз­кими родовым путям навсегда оста­ются в подсознании человека, пото­му что во время родов он подверга­ется чрезвычайным испытаниям.
В утробе матери ребенок разви­вался при постоянной температуре, ему было обеспечено бесперебойное поступление питательных веществ и кислорода. Амниотическая жид­кость и ткани материнского орга­низма защищали его от механичес­ких травм. Легкие малыша находи­лись в спавшемся состоянии, желу­дочно-кишечный тракт практически не функционировал. Впервые от­крыв глаза в утробе матери (а такие фотографические снимки получе­ны), ребенок не видел ничего. В мат­ке темно, ведь даже слабый свет, ко­торый проникает через растянутую кожу живота матери, вскоре рассеи­вается в околоплодной жидкости. В последние 4 месяца перед рожде­нием малыш тщетно „вглядывал­ся" в этот текучий сумрак... почти без света и звука.
Но вот пришла пора родов — пора перехода из одной среды в другую. Из водной — в воздушную. Ребенок ничего не слышит — ему мешает жидкость во внутреннем ухе. Его ослепляет свет. Нежнейшей ко-
же он ощущает новые, порой довольно неприятные прикосновения. Испытывает такой перепад температур, как если бы взрослого человека раздели, облили водой и мокрым выгнали на стужу. В его легкие врывается воздух, причиняя сильную боль. Оглушенный, ослепленный младенец отчаянно кричит, инстинктивно сжимая грудную клетку. После первого крика ребенок начинает дышать. Акт первого вдоха необычайно важен: мозг не может существовать без кислорода. Пять минут — максимальный промежуток времени, в течение которого при обычной температуре окружающей среды дыхание должно установиться




Адоптация и родовой стресс

После рождения ребенок должен перестроить жизненно важные системы и включить такие механизмы, которые во время внутриутробного развития у него не функционировали. Если раньше он снабжался кислородом через пупочную венозную систему (кровь переходила из правой половины сердца в левую через овальное окно), то теперь он может получать кислород только с помощью легких. Должен начать функционировать малый круг кровообращения. Ребенок теперь вынужден сам регулировать температуру тела, так как находится в среде, температура которой меняется и к тому же существенно отличается от его собственной. После появления ребенка на свет давление на его кожу уменьшается и кровеносные сосуды расширяются. Младенец становится розовым, а кожа согревается теплом, приносимым кровью. Изменяется также кровообращение печени и почек.
Приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям жизни непросто, даже при нормальном развитии ребенка в утробе и появлении его на свет без осложнений. К тому же нужно учесть, что перестройка и наладка систем организма начинает­ся не в спокойных условиях, а во время родового стресса.
К родам готовится не только материнский организм, но и сам ребенок. Как же это происходит? Согласно теории Селье, в механизме стресса активное участие принимают надпочечники. Выделяемые ими гормоны помогают организму благо­получно перенести чрезвычайную ситуацию, приспособиться к новым условиям. Было установлено, что надпочечники имеют самые большие относительные размеры перед рождением человека. У родившегося младенца они быстро уменьшаются, происходит их инволюция.
Родовой стресс „запускает" адаптационные системы ребенка. Различают три основные фазы его адаптации к внеутробным условиям существования. Первая продолжается в течение 3 часов после рождения. В этот период в крови малыша высо­кая концентрация материнских гормонов. Наиболее активно они проникают в плод в конце беременности и особенно во время родов. Высокая их концентрация в пуповидной крови отражает стрессовую реакцию на роды и матери, и ребенка. В следующей (второй) фазе адаптации содержание материнских гормонов в крови ребенка снижается, но зато увеличивается концентрация его собственных гормонов. В третьей фазе на 4—6-й день после рождения в крови младенца начинает уменьшаться количество и материнских, и собственных гормонов.
После рождения у ребенка развивается ряд состояний, которые могут сильно беспокоить мать, если она не знает, что происходящие с ребенком изменения связаны с его приспособлением к новым условиям жизни. Эти состояния невозможно отнести к патологическим, но и нормой их назвать также нельзя. У ребенка могут измениться масса тела, цвет и температура кожи, внешний вид половых органов, стул, могут быть и другие проявления. Характерно, что такие изменения возника­ют вскоре после рождения ребенка и сравнительно быстро исчезают. Поэтому их называют переходными, транзиторными, пограничными физиологическими состояниями. Приспособление к новым условиям существования и составляет суть периода новорожденности.
Продолжительность этого периода по рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определена в 4 недели (28 дней). Однако дети все разные. Поэтому, период новорожденности может сокращаться до 2 недель, а у недоно­шенных он бывает и больше месяца. Различают ранний (первые 7 суток) и поздний (с 8-х суток по 28-е сутки) неонатальные периоды.


Оценка состояния новорожденного

Для определения состояния здоровья ребенка после рождения во всем мире используется 10-балльная шкала, предложенная в 1953 году австралийской исследовательницей Вирджинией Апгар. Эта методика
позволяет прогнозировать, как будет в дальнейшем развиваться ребенок. Оцениваются: окраска кожных покровов, характер дыхательных движений и особенности крика, частота сердцебиений, мышечный тонус и рефлекторные реакции — пять показателей. Каждый параметр оценивается в пределах от 0 до 2 баллов.

 

Клиническая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

Показатель
Оценка, баллы
0
1
2
Число сердцебиений, уд./мин
Отсутствует
менее 100
Более 100
Дыхание
---
Частота снижена, нерегулярное
Нормальное, громкий крик
Мышечный тонус
---
Легкая степень сжимания конечностей
Активные движения
Рефлекторная возбудимость
---
Гримаса
Кашель, чихоние
Окраска кожи
Генерализованная бледность или генерализованный цианоз
Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей
Розовая

 

 


     Что это означает? Если малыш хорошо дышит, ему ставят высший балл — 2, за хорошую деятельность сердца — 2, розовую окраску кожи — 2, нормальные рефлексы и мышечный тонус — также по 2 балла. При ухудшении показателей оценку снижают.
Первый раз состояние ребенка определяют спустя 1 минуту после рождения. Только 15 детей из 100 имеют при этом оценку 10 баллов. Большинство получают 7— 8 баллов из-за синюшного окрашивания конечностей (акроцианоз), что является следствием перестройки кровообращения и сниженного мышечного тонуса. Через 5 минут оценку повторяют. Как правило, она выше — 8—10 баллов. Суммарная оценка от 8 до 10 баллов означает удовлетворительное состояние ребенка, от 4 до 7 — состояние средней тяжести и от 1 до 3 — тяжелое состояние малыша.
Хотя эта оценка чрезвычайно важна, и родителям необходимо знать ее и помнить, так как в дальнейшем это может помочь участковому врачу при лечении малыша, тем не менее она относительна для прогноза дальнейшего развития ребенка. Многолетние наблюдения показывают, что даже при низкой оценке по шкале Апгар правильная и своевременно оказанная медицинская и педагогическая помощь нередко дают возможность младенцу нормально развиваться.
Состояние недоношенного ребенка оценивают по шкале Апгар трижды: через 1 минуту, 10—15 минут и 2 часа. Эту последнюю оценку рассматривают как прогностическую для дальнейшего развития ребенка. У недоношенных применяются и другие методики, например, шкала Сильвермана и др.

 

Источник