Ребенок сквернословит… Как с этим бороться? И нужно ли?

Ребенок сквернословит… Как с этим бороться? И нужно ли?Часто, проходя мимо школы, можно увидеть, как возле близлежащих домов стоит стайка молодежи - старшеклассники. Они курят, пьют пиво и другие слабоалкогольные напитки, бегают друг за другом, весело матерятся. Все это вызывает у них неуемное веселье, а у проходящих мимо взрослых ужас. Стоит отметить, что наш народ любит «крепкое словцо» и это факт. Но дети, которые охотно заменяют «великий русский» на альтернативный язык, причем громко, навевают грусть и разговоры о тяжелой современной молодежи. Так как же поступать родителям, которые слышат из юных уст своих чад неприличные слова?

Все зависит от возраста ребенка. Если ваш ребенок дошкольник, а в этом возрасте дети с удовольствием выучивают и используют новые слова, тогда реакция родителей или других взрослых не должна закреплять использование нецензурных слов. Закрепление в этом случае может быть как излишне негативная, так и излишне позитивная реакция. Например, приходит Петя из садика и радостно повторяет слова, которые услышал от ребят, да еще и к месту отпущенные. И мама сначала делится таким интересным и новым явлением с папой и бабушкой, а потом начинает всем знакомым «демонстрировать» навыки Пети, или просто рассказывать о них, уделяя этому событию, много времени и эмоций. Петя очень хочет сделать Маме приятно и радостно повторяет выученные слова. Единственное, что не понимает потом Петя, почему маму эти слова начинают раздражать, когда Петя становится чуть постарше. Раньше ведь они радовали маму.

Или другой вариант. Реакция мамы слишком негативная. Она жалуется папе, она говорит об этом с другими людьми, просит совет и даже может наказать мальчика. Тогда Петя понимает, что сделал что-то очень важное, значимое, ведь мама так много времени уделяет этим словам. Только их нужно употреблять осторожно, когда мамы нет рядом. И то и другое поведение закрепляет новые слова в лексиконе малыша. Поэтому важно поговорить с ребенком о том, что такие слова не стоит употреблять. Они - не хорошие. Но не заострять внимание на них. Со временем ребенок просто забудет о них. Совсем другое дело, когда нецензурно выражается подросток. Чаще всего это происходит в возрасте от 13-16 лет, когда авторитет взрослых для ребенка сильно снижается. Важно понимать, что в это время на первом месте для ребенка стоит референтная группа, с которой подросток отождествляет себя как с эталоном и ориентируется в своем поведении на соответствующие ценности, мнения, нормы. И, если в этой группе принят мат, то скорей всего юноша или девушка будет использовать его в своей речи. Иначе, он не будет принят в группе, которая ему важна.

Как поступать родителям? Вряд ли нотации или угрозы помогут. Думаю, важно в этом случае показать ребенку свое отношение к мату. Сказать о том, что в нашей семье не принято употреблять такие слова. Спокойно, но твердо делать замечания. Конечно, вы не сможете контролировать речь ребенка не в стенах семьи. Но со временем, когда для ребенка авторитет родителей вернется, скорей всего он научится выражать свои мысли на том языке, который принят в семье. Другое дело, если в семье принято «крепкое словцо». Если мама или папа используют в своем лексиконе мат, то совершенно невозможно требовать от их отпрыска другого языка. Дети прекрасно впитывают ту среду, ту манеру поведения и общения, которая есть в семье. Поэтому не удивительно, что ребенок любого возраста выражает свои эмоции так, как это делают его родители, не понимая, почему им можно, а ему нельзя.

Не следует забывать что родители - главные учителя своих детей. Говорите с ребенком, читайте вместе с ним красивые сказки, покупайте для него хорошие книги. Контролируйте по возможности то, что смотрят ваши дети. Не ленитесь просматривать те мультфильмы, которые покупаете ребенку. Но в первую очередь, следите за СВОЕЙ речью!