Увлекательное изучение букв вместе с мамой и папой!

Увлекательное изучение букв вместе с мамой и папой!

«Мама,  смотри  буква «А»!,  «Мама, смотри  буква «О» похожа на «коку»!» - как  приятно  это слышать мамам и папам  от своего малыша. И еще приятнее  им понимать, что именно они помогли  ему выучить буквы; именно  они, вот так,  мимоходом, не имея никакого специального образования,   просто в  процессе игры.

 

Наверное, каждый второй родитель может рассказать не очень приятную  историю как он в школе, а кто-то  и до школы, изучал буквы – часто это сопровождалось  слезами и уговорами родителей или даже наказаниями с их стороны – такое ребёнок  переживает  тяжело… и   вряд  ли такому родителю  захочется повторять туже историю для своего ребёнка.

 

Ни для кого не секрет, что если ребёнок прекрасно  знает буквы, процесс его обучения чтению проходит гораздо быстрее и проще,  у таких детей редко бывают  проблемы в начальной школе, в связи с чем,  у него формируется уверенность в своих силах, а что нужно еще для родителей?  Для того чтобы ребёнок выучил буквы нужно совсем немного – желание мамы или папы, а так же знание  основных закономерностей  и правил  обучения детей буквам, тогда занятия-игры будут результативными.

 

Основные правила обучения:

1.       Игры-занятия  должны быть короткими (10-15 мин), чтобы не перегружать ребёнка.

2.       В игре ребёнок должен увидеть, почувствовать и услышать звучание буквы.

3.       У мамы должен быть мини план обучения, т.е. она должна понимать  в каком порядке ребёнок будет изучать буквы.

4.       Лучше, если мама подготовит демонстрационный материал для игры, это сделает её интересной,  и малыш будет просить такие игры снова и снова.

 

Ниже приведены основные  рекомендации для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку выучить буквы.  Они основываются на некоторых методиках обучения чтения, которые широко используются  в центрах развития детей, так же в  них учитываются основные закономерности  восприятия информации детьми, что делает такие игры, не только полезными, но  и интересными.

 

1.       Ребёнок быстрее  научиться читать, если сначала он  познакомится со звуком, а не буквой. Например, изучая букву «м» мама должна произнести звук  «м», а не «эм» как  в алфавите.

 

2.       Начинать изучение   лучше с простых звуков,   например, «а», «о», «у», «м», «к».  Такие звуки как "е", "ю", "я", "е" и  т.д. отложить  и выучить чуть позже,  потому что они достаточно сложны для запоминания.

 

3.       Хорошо, если мама выучит маленький стих об этом звуке, тогда для ребёнка это будет прекрасным ненавязчивым  напоминанием.  Когда мама показывает букву,  она обязательно должна прочитать этот стишок. Чем больше ассоциаций, тем лучше! Таким образом,  мама мимолётом влияет на слуховой канал восприятия  информации.

 

4.       В процессе изучения маме и ребёнку можно  придумать свои личные «ярлычки» относительно изображения буквы. Приведём пример,  как мама может представить букву «к»: « У буквы «к» есть спинка и две лапки, одна машет «привет», а вторая  танцует».

 

5.       Обязательно ребёнок должен «пощупать» букву, тогда процесс изучения букв пойдет еще быстрее. Это можно сделать:

  • С помощью пластилина - например, вылепить букву или замазать пластилином изображение буквы, стараясь не выходить за края.
  •  С помощью спичек, можно сконструировать из них буквы.
  • Можно использовать шершавую бумагу. Вырезать  из неё  алфавит и давать ребёнку по одной ощупывать.
  • Также можно использовать поднос с манкой. Это метод М. Монтессори, который успешно применяют  в её системе обучению чтения. Ребёнок сначала ощупывает букву из шершавой бумаги, а потом пальчиком  делает те же движения на подносе, ему будет очень интересно наблюдать, как сквозь  манку проступает  изображение буквы, которую нарисовал он сам.

6.       Хорошо, если мама будет периодически давать ребёнку раскраски с буквами. На одном листке раскраски  должно быть два варианта изображения одной буквы  – большая и маленькая. Затем эти раскраски по мере изучения  букв  нужно собирать в папку для файлов.  Этот «альбом» будет для ребёнка служить его личной книгой, которую он сделал сам.

 

7.       Важно, чтобы алфавит был постоянно перед глазами ребёнка, нужно повесить его на видном месте, он  должен быть ярким, с крупными  и четкими буквами.

 

8.       Ребёнок может пройти по дорожке из букв. Для этого нужно расположить  на полу изображение букв на альбомных листах. Такая дорожка должна состоять  максимум из 5-6 букв. Ребёнок,  наступая на лист  с буквой  или прыгая на него должен  её назвать.  Детям очень нравиться такая игра, важно время от времени менять эти буквы.

 

Итак, мы рассмотрели основные  рекомендации  родителям, которые  не просто хотят поиграть вместе со своим ребёнком в буквы, а  сделать эту игру  интересной и полезной. И еще очень важно, чтобы мама и папа получали и проявляли удовольствие от этой игры,  и тогда малыш не будет воспринимать буквы, как нечто не интересное и ненужное.  Родители могут смело экспериментировать, придумывать новые игры и игрушки, главное, чтобы это приносило результат.  Изучение букв – это только начало пути, впереди слоги, слова, предложения и интересные книги, хорошо,  если ребёнок будет знать,  чего он достигнет, когда выучит буквы. И совсем скоро ребёнок  начнёт  удивлять и радовать своих родителей фразой: «Мама,  я прочитал  сказку «Теремок!».

 

Искренне желаем, Вам  и Вашему ребёнку,   удачи на протяжении всего этого увлекательного пути.

 

 

Автор Лиана Рак специально для ЧуДетство.ру

При копировании статьи обязательна активная гиперссылка на источник.