Готов ли ваш ребенок к школе?

Не за горами выпускной в детском саду, затем лето и  первое сентября и скоро ваше чадо должно пойти, как говорится, в первый раз в первый класс. И вас все чаще посещают мысли, а освоит ли мой ребенок школьную программу, а сможет ли он учиться? Хорошо ли его подготовили в детском саду или есть то, что было упущено, или плохо усвоено ребенком? И можно ли домашних условиях, самим проверить, готов ли ребенок к школе или нет? Конечно, можно и для этого не обязательно быть великим педагогом.

 

Давайте рассмотрим речевое развитие ребенка - будущего первоклассника, ведь оно имеет важно значение в усвоении таких предметов как письмо, грамота, чтение. С помощью специально подобранных вопросов, которые вы зададите ребенку в непринужденной привычной обстановке, вы сможете сделать соответствующие выводы. К началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы следующие речевые компоненты:


- звукопроизношение

Будущий первоклассник еще до поступления в школу должен правильно выговаривать все звуки родного языка, так как в школе заниматься исправлением звукопроизношения и постановкой звуков, будет некогда. Ведь не первый план в школе выйдет задача научить ребенка правильно и грамотно писать, поэтому о четкой дикции и правильном звукопроизношении лучше задуматься, когда ребенок еще посещает детский сад. Попросите ребенка повторить за вами слова на более часто искажаемые звуки ( с, з, ц, ш, ж, л, р ) и их мягкие варианты. Подберите слова так, чтобы звук находился в начале, середине, конце слова, например рассмотрим звук «с» и «сь» ( совок, лиса, нос; сено, василек, высь). И так со всеми звуками и вы услышите, правильно ребенок проговаривает звук или пропускает его, или заменяет на другой. Если вы заметили дефекты, лучше обратиться за профессиональной помощью логопеда.

- языковой анализ и синтез

Это очень важный компонент в речевом развитии, от него зависит правильное и грамотное письмо. Попросите ребенка назвать слова, которые начинаются например со звука «а» ( автобус, ананас, аптека) или спросите с какого звука начинается его имя, бабушки, папы, или определите последний звук в слове ( танк, самолет, лапа). Еще проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно делить слова на слоги, попросите хлопнуть в ладоши столько раз сколько слогов в слове ( собака, диван, дом, юла). Если ребенок справляется с заданиями, значит, он владеет элементарными навыками языкового анализа и синтеза, и в дальнейшим сможет избежать ошибок на пропуск букв в словах.

- фонематический слух

Так же необходимо проверить достаточно ли хорошо развит у ребенка фонематический слух ( т.е различает ли ребенок звуки близкие по звучанию). Лучше всего это сделать с помощью картинок, попросите показать, где крыса, а где крыша; где уточка, а где удочка; где коса, а где коза. Если ребенок успешно выполнил задания – замечательно, это поможет избежать ненужных проблем, ну а если нет, то потребуются специальные занятия со специалистом.

- грамматический строй

Так же необходимо определить умеет ли ребенок пользоваться навыками словообразования и словоизменения, так как это очень важный показатель для развития связной речи. Поиграйте с ребенком в игру «большой – маленький» (сумка большая, а маленькая сумочка; диван-диванчик, дерево-деревце), «один - много» ( арбуз-арбузы, дом-дома, ложка-ложки). Спросите, а если варенье из малины, то, оно будет какое, малиновое; а салат из капусты, какой, капустный.
Вот основные знания, которые будут необходимы на начальных этапах обучения. Легкого обучения вам и вашим детям!

 

 

 

При использовании материалова статьи обязательна активная гиперссылка на источник - ЧуДетство.ру