Святая ибская земля

Святая ибская земляСело впервые упомянуто в документах 1586 года. «Погост Иб большой, а на Погосте – церковь Николая Чудотворца клецки (т.е. деревянный сруб – ред.) да церковь другая, теплая Пророка Илии, клецки же». Уже к началу XIX века в селе были 2 каменные церкви и 10 часовен.

    Начиная с 1996 года, установилась благочестивая традиция – ежегодно ко дню блаженной кончины просветителя зырян Стефана Пермского 9 мая из города Сыктывкара в Иб выходит крестный ход с иконой святителя.

    У этой традиции есть древняя предыстория. По преданию, святитель Стефан приплыл в Иб по реке Сысоле и по полноводному в ту пору ручью Конгыр-шор против течения добрался до холма Кубри-мыльк. С этой горы святитель начал свою проповедь Христа, но местные жители-язычники ее не приняли, закидали проповедника камнями и не пустили на ночлег. За что, как утверждает предание, Стефан назвал встречавший его народ худым, а деревня с тех пор именуется Худой-грезд.

    Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме молебен и в один день поставили здесь часовню. С тех пор деревня именуется Степановкой (в честь свт.Стефана). А крестные ходы с чудотворной иконой стали ежегодными. Когда шествие подходило к селу, начинали звонить колокола во всех церквях и часовнях, люди радовались и говорили: «Святой Стефан к нам пришел!»  Ежедневно, кроме постных дней, с этой иконой совершались крестные ходы по деревням, во дворах служили молебны. В день, когда в какую-либо деревню должен был прийти крестный ход, не выходили на полевые работы. Носить икону посылали больных – и они исцелялись.

    Не все в этих местах приняли Христа. По древнему преданию, на горе Кар-мыльк (дер. Каргорт – «город-могила») язычники не захотели принять православие, заживо себя захоронив (вырыли огромную яму, подперев верхнюю часть бревнами, в яму взяли стариков и детей, весь свой скарб и подрубили столбы).

Как отнеслись к этому поступку потомки? Деды говорили, что в Страстную седмицу, Крещенский и Рождественский сочельники чувствовали, как нечистая сила идет мимо их домов на железных санях (у жителей сани были только деревянные) и скрывается в стороне Кар-мылька. Видели, как от Кар-мылька поднимается дым, словно из трубы...

    По воспоминаниям старожилов, в старину (пару веков назад) в Ибе люди были, как святые: жили благочестиво, без Бога ничего не делали, в каждой деревне стояла часовня, дома были намолены. Чистую жизнь сельчан благословлял Бог: дарил людям источники с целебной водой.

    Вот, например, в д.Кулига источник указал сам преп.Феодосий Тотемский. В 1941 году он явился Евдокии Ивановне Муравьевой (1908-2001†), чтобы помочь в ее недуге. Она от нервного расстройства (мужа забрали на фронт, осталось четверо детей, ждала пятого) заболела кожной болезнью, на лице появилась короста. После умывания в источнике Евдокия чудесно исцелилась.

    В 1825 году в дер.Погост (Вич-кодор, центр села) на месте прежней обветшавшей церкви началось строительство каменного храма с престолом во имя Вознесения Господня. Церковь получилась высокой, потолок украшала лепнина, пол был набран из узорной чугунной плиты.

    Спустя сто лет в протоиерея Иоанна (Головкова) стреляли в алтаре, пуля прошла мимо сердца, он не умер. Но от этого нервного потрясения стал болеть и жил недолго (по другим сведениям, умер от потери крови). Дом, где жил он на квартире, сожгли.

    Через год церковь закрыли, и власти решили сделать в ней клуб. Однако верующие решительно воспротивились этому, ходили крестным ходом вокруг церкви, собрали толстую тетрадь подписей против открытия в храме клуба. В результате здесь сделали склад для зерна, въезжая внутрь прямо на лошадях. В церкви останавливали на ночлег идущих по этапу ссыльных поляков в 1940 г. – им в качестве дров предложили жечь иконы.

    В 50-е годы колокольню храма разобрали на кирпичи (лишь в 80-х гг. при настоятеле иеромонахе Трифоне (Плотникове) она была восстановлена). Когда из кирпичей строили школу, один юродивый предсказывал, что больше 10 лет школа не простоит. Ехали цыгане мимо, также говорили: красиво стоит, да не долго стоять будет. Так и вышло. Школа сгорела ровно через 10 лет, причину пожара установить не смогли.

    Одновременно с закрытием храма, в 1936-м, решили сбросить колокол. Первый храбрец, который залез сбрасывать колокол, упал с колокольни и разбился насмерть. У другого смельчака – Проко Ивана – вскоре утонул сын.

    Наконец после того, как колокол взорвали, осколки загрузили на баржу и повезли на переплавку. Но, проплыв по Сысоле от перевоза с полкилометра, напротив сенопункта баржа утонула, и долго еще люди видели торчащие из воды останки сельской святыни.

    Когда-то в деревне Чулиб стояла белокаменная с двумя куполами и каменным крыльцом на столбах церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. На престольный праздник здесь всегда было очень много народа, приезжали даже из Вятки. В каждом доме останавливались по четыре семьи. В церкви на службе народ не вмещался, и стояли вокруг церкви. После службы вокруг ограды была большая ярмарка.

    После закрытия храма большевиками христианки тайно собирались на праздники в одном доме, коммунисты же на 1 мая варили в здании церкви самогон и рядом устраивали революционные гулянки.
    Примерно за два года до разрушения церкви Марии Никифоровне Сямтомовой (1904-2000†) несколько раз, когда ночью она возвращалась с девичьих посиделок, было видение: свет в окнах церкви. Она залезала на каменную ограду и через окно видела, что в храме горели все лампады и там же находились люди в черных монашеских одеяниях. Ее мама предположила, что ночью в храме служат ссыльные монахини, но днем их никто не видел.


    Этой же женщине уже в наши дни неоднократно накануне праздника Параскевы Пятницы являлась сама св.Параскева в ситцевом платочке, и Мария Никифоровна расспрашивала ее, не замерзла ли она, приглашала к себе в дом. Святая Параскева говорила, что жила она здесь в своем доме, но ее оттуда выгнали и дом разрушили. Теперь ель – это и есть ее дом. И действительно, после разрушения церкви на праздник святой великомученицы верующие приходили под ель и там читали ей акафист, даже из города тайком приезжали люди.

    Попросила святая Параскева, чтоб не забывали ее, приходили к ней. Этот сон Мария Никифоровна рассказала местному священнику о.Георгию Модянову. И вот, в первую пятницу Петровского поста 1997 года на месте церкви был отслужен молебен с акафистом. После этого в ночь на Рождество этой же старушке приснился сон, что ей опять 12 лет, она – девочка Мария – возле чулибской церкви и удивляется, что церковь снова стоит, ограда цела, в храме снова праздник, а вокруг – ярмарка.

    В настоящее время каждую первую пятницу Петровского поста в Свято-Вознесенском храме служится литургия, после которой идет крестный ход в д.Чулиб, где на источнике св. вмч. Параскевы совершается водосвятный молебен. Об этом источнике-колодце известно, что в начале 80-х гг. одной парализованной старушке явилась во сне св. Параскева и показала этот колодец.

    Ныне отреставрирована часовня во имя святителя Николая Мирликийского и есть источник, освященный его именем. По преданию, сам святитель Николай явился здесь местному мельнику в длиннополой одежде (потомки этого мельника – Бусовы – еще живы), беседовал с ним и сказал: «А постройте-ка мне здесь дом» – и указал место. Мельник спросил: «Кто ты?» Собеседник ответил: «Завтрашний день» – и исчез. А назавтра был праздник святителя Николая. Поэтому служба в этой деревне совершалась 18 декабря и 21 мая – на Николу зимнего и вешнего.

    В старину 30 апреля, в день препп. Зосимы и Савватия Соловецких, здесь совершался крестный ход – освящались поля перед посевами.
Теперь ежегодно стало традицией 22 мая (после Николина дня) совершать крестный ход к часовне и источнику с освящением полей.

 

* * *

 

    Возле деревни Серд ныне выросла 75-метровая башня-антенна, а прежде здесь была часовня во имя иконы Казанской Божией Матери. От нее остались лишь четыре угловых камня в лесочке. Часовню разобрали в 1921 г. Из бревен ее построили конюшню (со слов старожилов, это сделал Симо Осип, после чего ослеп), конюшня та сгорела, после чего место, где стояла конюшня, сровняли с землей, сделав там колхозное поле. По праздникам долго еще две старушки – М.Н.Сямтомова и А.И.Конюхова – ходили туда, к краеугольным камням часовни, читать акафист.


    В д.Вадкерос ныне лишь три ветхих дома и построена новая часовня во имя Воскресения Христова. На праздник «Прокопей лун» 21 июля ходили (с древности до настоящего времени) к часовне возле реки, собирали травы, брали воду из родников в каждом овраге (было их 6). Затем служили молебен с водоосвящением на источнике св.Архангела Михаила и молебен с акафистом в часовне. Путь крестного хода указывали стоявшие деревянные кресты. В этот день – 21 июля – существовал запрет на сенокосные работы, т.к. не раз случалось, что, если в этот день гребли сено, поднимался ветер и уносил целые копны и даже стога сена. В годы советской власти ее хотели разрушить, но Господь дал предупреждение (было какое-то знамение), и часовню оставили.

Статья из газеты "Вера"-"Эском". Май 2003 г.


Смотреть фото села Ыб