Село Ыб раскинулось на семи холмах

Село Ыб раскинулось на семи холмахУ каждого края, области непременно есть своя «визитная карточка» – место, куда всегда везут гостей. Одно из таких мест в Республике Коми – это село Иб (на коми языке – Ыб). Переводится «ыб» как «возвышенность». И действительно, раскинулось село на семи возвышенностях, образуя весьма живописную картину. Находится это место всего в полусотне километров от столицы республики, очень удобно, потому и возят сюда высокопоставленных гостей. Однажды в их числе был даже глава иностранного государства – президент Венгрии.

 

    Что здесь показывают на экскурсии? Возделанные поля, ухоженные домики счастливых сытых сельчан? Отнюдь нет. Просто красивые виды, белокаменный Вознесенский храм и местный музей. А совхозу, увы, тут не чем похвастаться. Сейчас он – один из самых отсталых в Сыктывдинском районе. Хотя прежде ибчане славились на округу как прекрасные работники, жили богато и, как вспоминают, «чисто» – то есть держали свое хозяйство и дом в полном порядке. Особенно ибчане выделялись среди других коми крестьян аккуратностью, что замечалось даже по одежде.

 

    Об этом нам рассказывали сами же местные жители лет пятнадцать назад, когда мы, редакция, приезжали туда к иеромонаху Трифону, духовнику газеты. Приезжали не только помолиться в его Вознесенском храме, но и поработать на земле. Уже тогда, в начале перестройки, у совхоза появились «свободные площади», и батюшка «отхватил» для прихода приличный кус земли. Посаженой картошки вырастало столько, что приход делился ей с детскими домами и неимущими семьями. Поработав на поле, и мы получали по мешку – везли домой. До сих пор помню вкус этих благословленных плодов, больших разваристых картофелин. Хороша здешняя картошка, хороша ибская земля!

 

    Помнится, заглянули мы в местный этнографический музей и разговорились с его директором за жизнь. «У вас уникальный музей, – говорили ей. – Ни одно село на юге республики, за исключением райцентров, не имеет музеев, а вот у вас, в Ибе, есть. На стендах – фотографии, предметы, рассказывающие о трудолюбии, хозяйственности ибчан. Неужели это никак не влияет на их потомков? Ведь пример перед их глазами...» В ответ директор посетовала, что редко-редко кто-то из ибчан заходит. «Они и в храм-то в большинстве не ходят, одни только старушки». И подумалось тогда: вот будут люди ходить в храм, тогда наладится здесь жизнь, возьмутся за работу. Ведь секрет трудолюбия – в любви к земле и людям. А это дается через веру.

 

    Прошло более десятка лет. И снова мы редакцией едем в Иб. В автобусе расспрашиваем одну сельчанку, как там сейчас живут.
– Да все по-старому, – отвечает женщина. – Совхоз на последнем месте по району. Недавно 39 коров убило током, неисправной электропроводка была, треть всего стада. Впрочем, коровы-то все были никудышные, по три литра давали...
– Животноводства нет, – заключили мы, – а как с полеводством?
– Картошку семенную всю сгноили, а что было пригодно – продали. Что сажать нынче будем, не знаю.
– А чем народ-то у вас занимается?
– Да ничем. Безработица, людям делать нечего. Пьют.
– А где деньги берут, раз не работают?
– Ну, есть приработки от дачников. Горожане выручают.


    Вот такая картина.
    Наш автобус встречали о.Георгий Модянов, нынешний, вслед за о.Трифоном, настоятель Вознесенского храма, и настоятельница женского монастыря матушка Серафима.


    Обитель здесь появилась несколько лет назад – на высоком холме, который венчает деревянный храм святителя Стефана Пермского. Вершина горы огорожена высоким железным забором, а внутри его образовалась монастырская улица из уже готовых построек и штабелей стройматериалов. Сестры монастыря живут в двух корпусах. Молодые на горе, а пожилые под горой вблизи Свято-Вознесенского храма. Вся монастырская территория обсажена кедрами, но пока саженцы еще не выросли, и на горе постоянно дуют сильные ветры.


    За несколько лет сестры успели обзавестись живностью – коровами, барашками, курами, обрабатывают землю. Когда матушка показывала свое крепкое хозяйство, трудно было отделаться от «дежавю» – смутного чувства, что «это я уже когда-то видел». Точно так же, как и в начале перестройки, церковные люди увлеченно пытаются работать на земле, а местные крестьяне – в каком-то полусне.


    Надо заметить, повод для приезда был знаменательный. 29 апреля приехавшей в Иб публике и журналистам был представлен только что вышедший из печати красочный путеводитель «На семи холмах. По святым местам села Иб». Организовал эту встречу о.Георгий вместе с издателем буклета Игорем Ивановым (редактором нашей газеты) и председателем Коми отделения движения «Россия Православная» Иваном Егоровичем Кулаковым, который помог изданию. Несмотря на занятость (Иван Егорович является Председателем Государственного Совета Республики Коми), он смог выбрать время и лично участвовать во встрече.

 

 

 

Село Ыб раскинулось на семи холмах

 

 

Выступая перед журналистами, И.Кулаков как государственный человек больше говорил о материальном положении села. Отметил, что население некогда процветающего Иба с 4268 человек в 1926 году ныне упало до тысячи. Зерновые культуры и лен давно уже не выращиваются, заброшены и забыты местные промыслы и производства. Последние годы не родится даже картошка.


    «С выходом этого буклета, – сказал он о православном путеводителе, – будем надеяться, люди узнают о святынях села, о его истории... Если нам удастся заинтересовать людей посещением этих мест, то я думаю, что при умелом подходе здесь можно было бы поправить и бедственное социальное положение». При этом спикер парламента имел в виду не только развитие туризма, которое могло бы наполнить местный бюджет, помочь закупить технику, ГСМ, да хотя бы нанять электрика для животноводческих ферм. Но и нечто другое.


    Почему молодежь уезжает в город? Из-за плохих социальных условий? Отчасти это верно, но не совсем. Привыкшие с детства к тому, что имеют, люди бегут в город, конечно, не из-за того, что там есть «теплые туалеты». Бегут они по двум главным причинам – из-за безработицы и потому, что их ничего не держит на этой земле. В советское время земля стала пониматься как «территория», она перестала быть благословенной.

    Глядя же на карту ибской земли, выполненной для путеводителя художником Р.Анпилоговым с соблюдением масштаба, ни за что не скажешь, что это – территория. Нет, это земля, это – СВЯТАЯ земля. На каждом холме обозначена деревенька, жившая когда-то своим бытом, своим укладом. Карта удивительная! Много поездили по Русскому Северу, а такой карты видеть не приходилось.


    Побывав в Вознесенском храме, мы всей группой поднялись на монастырский холм. Уже не на бумаге, а воочию открылась нам эта земля! На соседнем холме, словно лебедь, парит в облаках белоснежная Свято-Вознесенская церковь. А в деревне Березник видна отреставрированная часовня Николая Чудотворца. Рядом с ней расположен святой источник Николая Чудотворца. За ним еще один... Святых источников в Ибе больше двенадцати, каждый имеет свою историю и свои целительные свойства. Так, вода из источника Феодосия Тотемского исцеляет от проказы. В источнике Архистратига Михаила исцеляются от хромоты и остеохондроза. В источнике «Двенадцати апостолов», где в ручей собирается вода из двенадцати ключей, уже в наши дни было чудо исцеления от бельма в глазу у местной жительницы Нины Михайловны Артеевой.


    Даст Бог, откроются глаза и у других людей – увидят, на какой святой земле живут. И все сделают для ее процветания.


    Конечно, выпуск этого буклета вряд ли сразу так изменит отношение людей к земле. Но, может быть, появится интерес? Буклет вместил только малую толику сведений об ибской земле, которые местный краевед Галина Мальцева собирала на протяжении многих лет. На следующей странице публикуем выдержки из ее работы.

 

М.СИЗОВ, Е.СУВОРОВ
май 2003 г.

 

 

Смотреть фото села Ыб